https://dzen.ru/a/X89NWMngNHQ0674g
И репродукции картин как иллюстрации...
История моды с Марьяной С.
Оноре де Бальзак и его теория цветов дамских платьев
20 февраля 2021
Если вы читали романы Оноре де Бальзака, то знаете, что бытовые мелочи он описывал мастерски и со вкусом! И вот в "Библиотеке для чтения" за 1845 год мне встретился любопытнейший текст... Мнение писателя по поводу того, как в цвете отражается женский характер. Целая теория!
"Только изложил он её не в романе, а словесно, несколько недель назад, в одном дамском обществе в Париже.
- Поверите ли, сказала одна очень умная дама, что на графине Д***, на прошедшем бале, было красное креповое платье? Не правда ли, это не вероятно?
- Совсем нет, отвечал мосьё Бальзак: я очень хорошо понимаю это. Надобно ничего не смыслить в сердце женщины, в этом океане с тысячами пропастей, чтобы удивляться, если особа с характером мадам Д*** выберет платье такого громкого и грабительствующего цвету.
- Полноте, возразили ему со смехом: будто цвета доказывают характер тех, кто их носит!
- Больше, нежели вы думаете, продолжал он: не угодно ли сделать со мной несколько наблюдений.
Деталь портрета княгини Екатерины Васильчиковой, Жозеф Дезире Кур, 1840. (сс) Wikimedia Commons
Всякая душа имеет невидимый цвет, и поэтому всякий характер усваивает себе соответственный цвет одежды. С первого взгляду на женщин, которые носят малиновые, оранжевые, светло-зеленые, гранатовые, светло-желтые платья, вы уже можете с достоверностью, или довольно приблизительно, заключить о сварливости и брюзгливости их нрава. Берегитесь тех, которые любят фиолетовый цвет, и в особенности тех, которые носят желтые шляпки, и всех тех, которые всегда ходят в черном. Этот - цвет кабалистический, и по справедливости: надобно предаться самым мрачным и бедственным мыслям, чтобы убирать себе голову стеклярусом и черным крепом.
Что касается до белого, то это цвет характеров безхарактерных. Белый цвет не показывает ничего, кроме одной вещm: женщина, одетая обыкновенно в белое - кокетка. Тут почти нет исключений. Вспомните, что мы слышали о мадам Таллиен, о мадам Рекамье: они всегда ходили в белом. А в наши дни посмотрите на княгиню де..., на маркизу де... и так далее.
Бетти де Ротшильд, Жан Огюcт Доминик Энгр, 1848. (сс) Wikimedia Commons
Розовый цвет усваивается женщинами, которые достигли двадцати пяти лет и гораздо более. Пятнадцатилетние девушки обыкновенно не хотят его носить ни за что на свете. Он предпочитают темные цвета, но без всякого другого основания, кроме крайнего неведения и ложных понятий, которым подвержено неопытное юношество. Женщины, которые обыкновенно носят и предпочитают розовый цвет, вообще... заметьте, что моя система допускает исключения, как и все основные картины мира... вообще, говорю я, бывают нарву веселого, остроумны и грациозны. Им легко живется и они нисколько не имеют того угловатого, шероховатого расположения духа, который вы примечаете у одевающихся в темные цвета.
Луиза де Брольи, Жан Огюcт Доминик Энгр, 1845. (сс) Wikimedia Commons
Голубой - цвет душ привиллегированных [так в тексте!], душ хорошеньких. Всем возрастам нравится голубой цвет; он даже идет к лицу всем возрастам. Избирающие голубой цвет вообще бывают нежны и мечтательны. Если они молоды, жизнь их - чиста и невинна; если уже не молоды, то она была такова.
Серый перловый - цвет тех же душ, когда они печальны и несчастны. В дни счастия одеваются в розовый и голубой цвет; в дни печали избирают серенький: они приличен душам страждущих, когда их уже ничто не привлекает к цветам светлым и веселым, но когда они нраву слишrом нежного и когда мысли у них слишком свежи, на то, чтобы драпироваться с головы до ног в черное. Серый цвет - переходный, который рано или поздно приводит к идеям более утешительным. Он мало по малу приводит и возвращает к голубому или гортенсиевому цвету.
Лиловый - цвет почти специально для женщин, которые были хороши и уже не суть, или которые хороши уж слишком с давних пор. Это пансион в отставке женщин, которые имели большой успех; это обязанный "шапо" матери в день свадьбы ея дочери; это кавалер сорокалетних дам, которые делают визиты.
Ада Лавлейс, Альфред Эдвард Шалон, ок. 1840. (сс) Wikimedia Commons
Так же легко узнать характер по звуку голоса и трудно узнать по улыбке и по взгляду. Улыбка даже у женщины самой правдивой такова же, как и взгляд: и та, и другой более или менее изучены перед зеркалом и направляются по мере надобности.
Зеркало - лгун по ремеслу; оно всегда научает первой лжи всякого, кто в него заглянет, в каком бы то ни было возрасте, даже с гремушкою в руках. Но голос всегда изменяет: это вещь, против которой самая искусная в притворстве женщина не может устоять. Противоречие, удивление, радость, нетерпение, любовь, ненависть не могут скрыться в нем так, как скрываются под розовыми губами и длинными шелковыми ресницами. Голос и цвет платья - вот предатели женщины.
Кто понял глубокое значение каждого оттенка голоса и платья, тот разрешил великую задачу, предложенную мудрости человечества в образе женщины, тот.... разгадал женщину!
У женщины нет годов. Свет ошибается. Женщина живет не в теле своем, а снаружи, на платье, и переливы цветов на ее юбке - летопись ее возраста, и, вместе, зеркало души ее. Я сказал!"
Кажется, от Бальзака досталось любительницам всех цветов, кроме зелёного...