https://dzen.ru/a/WwgUmHmIXkrVP5TE
Текст и фотографии пассажиров...
1520. Все о ж/д
Почему в поездах всегда жарко
25 мая 2018
Я очень долго никак не мог понять, почему в российских поездах дальнего следования всегда такая жара. Я возил с собой градусник, писал жалобы на сайт РЖД, просиживал штаны на форумах, но ничего не мог добиться. И тогда меня осенило!
В этой публикации расскажу вам, почему в вагонах такая проблема с климатом, и что может сделать пассажир, чтобы стало лучше.
Голые люди и климат
Вы обращали внимание на то, что в большинстве поездов люди спят голые. Более того, они даже не укрываются одеялами, а на станциях выходят подышать. Причем не только летом.
В вагонах глобальная проблема с климатом. Но давайте определимся, что климат состоит из двух составляющих – температуры воздуха и количества в этом воздухе кислорода (вернее, по науке это называется наоборот – концентрация двуокиси углерода). Говоря, по-простому, есть температура, а есть духота. В вагоне может быть холодно, но если четырех человек запереть в герметичное, то довольно скоро им будет нечем дышать, и это никак не зависит от температуры.
Температура воздуха
У проводников существует довольно четкое руководство по тому, сколько градусов должно быть в вагоне пассажирского поезда. Таблица с нормами обычно висит в коридоре или около купе проводника, или около туалета, рядом с нерабочим тамбуром.
Там написано, что если на улице ниже +20, температура воздуха должна быть в диапазоне +20 … +24, а если на улице теплее +20, то в вагоне должно быть от +22 до +26. Отдельно оговаривается, что если вагон не оборудован кондиционером, то летом в вагоне может быть сколько угодно градусов.
Как правило, проводники соблюдают или делают вид, что соблюдают это правило. Как-то я ездил поездом каждую неделю, и меня постоянно пытались зажарить. Особенно в этом преуспел поезд Петербург – Челябинск. И я начал возить с собой термометр.
До тех пор, пока я не начал этого делать, я думал, что схожу с ума. Я лежал в купе и умирал от жары, а на градуснике в коридоре было +24. Но такого не может быть. У меня дома +24 и я нормально существую в этих условиях и даже сплю под одеялом.
Оказалось проводники химичат. Часто в висящем в вагоне градуснике не зафиксирован столбик, показывающий температуру, и его можно двигать вдоль шкалы вверх-вниз. Шокирующее открытие, но это еще не все.
Температура в коридоре и купе может отличаться очень сильно. В коридоре есть окна, там постоянно открываются двери в неотапливаемые тамбуры. Иными словами, там всегда холоднее. У вас в закрытом купе может быть +30, а в коридоре будет +26, и проводник ляжет костьми, что все так и должно быть, потому что на градуснике же +26.
Мне стало интересно, регулируется ли это как-нибудь инструкциями. И, вы не поверите, оказалось, что да. Есть такой документ под названием «Параметры микроклимата в пассажирских вагонах», он выложен на сайте РЖД, и там написано, что нормы, которые я привел выше, они – для купе. А в коридорах может быть чуть холоднее зимой (от +16) и чуть жарче летом. Что логично.
Свежий воздух
Теперь про свежий воздух. Если с температурой проводник хоть как-то худо-бедно разбирается, то со свежим воздухом вообще беда. Если вам попался старый вагон, где приток свежего воздуха не увязан с температурой и не регулируется техникой, а таких вагонов пока большинство, то берегитесь.
Проводники не понимают, почему пассажиры страдают в духоте. Проводники сидят в купе в одиночку, дверь в коридор у них открыта, они постоянно бегают в тамбур. Они не понимают, что в это время в купе кто-то может задыхаться.
На вопрос «Почему не работает вентиляция?» есть несколько стандартных ответов: «Так не жарко же», «Так зима же», «Она у нас закрыта на зиму», «Там едут маленькие дети».
И что? Зимой не надо дышать? Или маленьким детям не надо дышать? После того, как все старые вагоны отремонтировали и заменили деревянные окна, из которых дуло, на стеклопакеты, единственный способ заполучить воздух в купе – это вентиляция. Если в купе едет 4 человека, то перевозка без вентиляции – просто преступление. Но проводники об этом реально не знают. Приходится звать начальника поезда. А иногда они после этого еще и зовут какого-нибудь ремонтника, который чего-то там на ходу делает, чтобы был воздух. Это удивительно!
А что по этому поводу говорят документы? Опять же на сайте РЖД находим «Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003», в котором читаем:
«5.1.34. Система вентиляции должна быть рассчитана на непрерывную работу для обеспечения подачи наружного воздуха летом не менее 20 куб. м/ч и зимой не менее 10 куб. м/ч на каждое место в вагоне. При этом концентрация двуокиси углерода в купе не должна превышать 0,1 об.%».
Ну и дальше есть нормы, сколько воздуха должно поступать при разной наружной температуре. И главный санитарный врач – тогда это был Геннадий Онищенко – в отличие от проводника знает, что даже зимой в мороз людям надо дышать.
10 м3/ч при температуре наружного воздуха ниже -20 град.;
15 м3/ч при температуре наружного воздуха от -20 град. до -5 град.;
20 м3/ч при температуре наружного воздуха от -5 град. до +26 град.;
15 м3/ч при температуре наружного воздуха выше +26 град.
Как бороться за температуру и свежий воздух
Практика моих многочисленных поездок показала – у проводника любого вагона есть все для того, чтобы обеспечить вам комфортные условия, кроме желания. Еще не было такого, чтобы что-то не работало или чего-то не было предусмотрено.
Если что-то не работает или работает неправильно, я обычно делаю так. Сперва я иду к проводнику и сообщаю ему о том, что должна работать вентиляция (кондиционер летом, если он есть). Если не помогает иду второй раз и настоятельно прошу исправить ситуацию или позвать начальника поезда.
Да, иногда приходит начальник поезда. Я объясняю ситуацию ему. В 95% случаев конфликт бывает исчерпан, но есть 5% особо упорных.
Тогда остается один выход – внимательно поискать на стенках вагона телефон вышестоящей организации, а если его нет – позвонить на горячую линию РЖД и изложить ситуацию. Еще можно написать отзыв в книге жалоб. Позже с вами свяжутся, и разберутся что к чему.
Недавно меня пытались запечь в собственном соку в одном дополнительном поезде между Москвой и Петербургу. Пикантности добавляло то, что я ехал в штабном вагоне и требовал воздуха у начальника поезда. Трижды ходил к нему. Начальник отвечала что-то типа того, что вентиляция неисправна, а вы откройте дверь в коридор (а я ехал в купе с ребенком и домашним животным, и это не входило в мои планы, да и вообще с какой стати), или вот я включила, а почему не работает, не знаю.
Мне пришлось позвонить. Уже через час работала вентиляция, а чтобы не было холодно, периодически включалось отопление.
Так почему же проводники не соблюдают температурный режим
У меня есть два объяснения.
Первое. Кто идет работать проводником? Часто это очень милые, приветливые, но не очень образованные люди, которым не хватило другой работы с более высокой зарплатой. Объяснить им что-либо про двуокись углерода в воздухе, что духота и температура в купе – это разные вещи и т.д. почти невозможно, а сами они об этом не думают.
И второе. Лень. Да, в условиях климата России, я так понимаю, что в большинстве старых вагонов, чтобы поддержать климат на нормальном уровне надо работать. Включать-выключать вентиляцию, а поскольку она забирает воздух с улице и он часто холодный, то еще включать отопление… А это надо шевелиться. И этого не хочется.