https://dzen.ru/a/Z_KK3pHS0wx-iP_S
ПОД СТУК
Хлеб на рельсах: как вагоны-пекарни кормили солдат и строителей БАМа
6 апреля
Оглавление
Вагон-пекарня в составе бронепоезда
Использование вагонов с хлебопекарней внутри на БАМе
Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! На железной дороге порой встречаются самые необычные вагоны, например, уже когда-то давно я рассказывал про продовольственный магазин внутри вагона:
Продовольственный магазин на колёсах внутри обычной электрички - такого вы точно не видели! Где они эксплуатируются?
ПОД СТУК
28 сентября 2022
А также про вагоны-клубы:
Что за вагоны-клубы были при Советском Союзе и для кого там были «тусовки»?
ПОД СТУК
22 февраля
В этой же статье поговорим о вагонах-пекарнях. На первый взгляд - обычный крытый грузовой вагон. Но если заглянуть внутрь, то окажется, что там настоящая пекарня: c мешками муки, тестомесами, дровяной печью и запахом свежего ржаного хлеба. Такими вагонами Советский Союз снабжал армию на фронте и рабочих на великих стройках. И один из них можно увидеть сегодня в Туле.
Вагон-пекарня в составе бронепоезда
На Московском вокзале города Тула, находится военно-мемориальный комплекс «Бронепоезд № 13 „Тульский рабочий“». Это не просто музейный поезд - это воссозданная крепость на колёсах, созданная в 1941 году рабочими тульского паровозного депо, когда враг уже стоял у ворот Москвы.
Фото взято из открытых источников
Что интересно, бронепоезд создавался не военными - отмечается, что это была инициатива самих железнодорожников. Возможности сделать полноценную броню не было, поэтому было придумано местное, как бы сейчас сказали, «ноу-хау» - между двух листов металла заливался бетон. Таким образом получался своего рода композитный материал для брони.
Бронепоезд использовался с октября 1941 по май 1942 года - после мощной вражеской бомбардировки он был потерян. К 70-летию Победы, в 2015 году, была открыта реконструкция бронепоезда. В его составе находятся не только бронированные платформы и артиллерийские башни, но и главный герой этой статьи - вагон-пекарня, уникальный артефакт, демонстрирующий, как кормили экипаж на передовой.
Фото: Санкт-Петербургский музей Хлеба / Сообщество в ВК
Это крытый четырёхосный деревянный вагон, переоборудованный под вполне полноценную хлебопекарню. Здесь замешивали тесто, делили и формовали буханки, выпекали хлеб - в движении и под угрозой обстрелов. Что интересно, интерьер вагона восстановлен до мелочей: настоящая печь, деревянные ящики для муки и посуда.
Фото: Санкт-Петербургский музей Хлеба / Сообщество в ВК
Использование вагонов с хлебопекарней внутри на БАМе
История этих вагонов не ограничивается лишь военным временем. Такие составы активно использовались и в мирное время - особенно на крупнейших стройках СССР. Известно об использовании этих вагонов при строительстве БАМа - Байкало-Амурской магистрали.
Архивные фото строительства БАМ. Взято из открытых источников.
Представьте себе: тайга, морозы, палатки и полное отсутствие какой-либо инфраструктуры. Всё - на колёсах: бани, столовые, прачечные, и, конечно же, пекарни.
Фото: Санкт-Петербургский музей Хлеба / Сообщество в ВК
Пекарни на базе железнодорожных вагонов курсировали вместе с хозяйственными поездами. Они останавливались рядом с временными лагерями, разворачивались за считанные часы - и начинали печь. В одном из источников утверждается, что в день могло выпекаться до тонны свежего хлеба. Сколько вагонов и, соответственно, печей было в этом задействовано - не сообщается.
Фото: Санкт-Петербургский музей Хлеба / Сообщество в ВК
Компоновка как фронтовых, так и гражданских вагонов-пекарен была схожа и включала в себя зону для хранения зерна и муки, ручной или механический тестомес, формовочный стол, а также дровяную или угольную печь.
Фото: Санкт-Петербургский музей Хлеба / Сообщество в ВК
Для удобства подписчиков Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!