ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Болотное Политбюро: танцы в стиле 90-х
19 сентября завершился первый этап выборов в Координационный Совет, на котором выдвигались кандидаты. Каждый кандидат обязан был внести избирательный залог в сумме 10 тысяч рублей. В итоге зарегистрировано 160 кандидатов, из которых 20 октября путем интернет-голосования выберут 45 членов "Координационного Совета" – нового протестного "Политбюро".
Сам Алексей Навальный сравнивает это "Политбюро" с партийным списком, и выражает уверенность, что на любых выборах эта партия сможет легко набрать 30%. И тут же оговаривается: "Но это, конечно, не партия - люди там очень разные по идеологическим взглядам". И вправду, разношерстный политический состав Координационного Совета, наличие в нем как левых, так и правых, как консерваторов, так и либералов, скорее свидетельствует в пользу того, что партией эта структура не станет, а будет претендовать на некое моральное лидерство, являясь скорее оппозиционным Ревкомом. И здесь главной угрозой для этого "Политбюро Болотной" становится как раз присутствие в нем слишком уж разных людей, идеологически противостоящих друг другу. Предотвращение скандалов и склок будет отнимать у нового органа львиную долю сил и времени. Но при этом попытка упростить палитру мнений и сделать это "Политбюро" идеологически гомогенным может привести лишь к маргинализации этой структуры.
Чтобы избежать этого, планировалось, что часть КС будет избираться от так называемых курий – трех идеологических течений: левых, либералов и националистов. В итоговом списке из 45 мест нового "Политбюро", или парламента оппозиции, они должны были занять 15 мест, по 5 от каждой "фракции". Однако именно с идеологическим плюрализмом неожиданно возникли сложности.
Серьезный удар по политической репрезентативности КС был нанесен оттуда, откуда не ждали. 8 сентября на импровизированном съезде под названием "Антикап" леворадикальная несистемная оппозиция решила бойкотировать интернет-выборы. Причиной такого решения стала уверенность левых в том, что КС уже захвачен их оппонентами – либералами. Которые, в свою очередь, якобы желают использовать левых лишь только как политическое прикрытие. Несколько леворадикалов (Сергей Удальцов и Илья Будрайтскис), которые все же выдвинули свои кандидатуры на выборы в Координационный Совет, идут в качестве независимых кандидатов, без права представлять в своем лице левое движение в целом.
И это был не единственный скандал при выдвижении кандидатов в КС. Ранее было отказано в регистрации одиозному националисту Максиму Марцинкевичу по кличке "Тесак". Официальной причиной отказа в регистрации стали подозрения "Тесака" в том, что он – провокатор. Большинство же увидело в отказе политические мотивы: так либеральное ядро будущего КС нашло способ указать ультраправым на дверь. На фоне изгнания "Тесака" забавно выглядел факт включения в список Бориса Стомахина, прославившегося откровенно русофобскими заявлениями на грани бреда сумасшедшего.
Сегодня будущее "Болотного Политбюро" не выглядит безоблачным. Когда на подножку уходящего поезда прямо накануне закрытия списка кандидатов вскочили сразу несколько персонажей, объединившись в "Гражданскую платформу", стало понятно, что внутри этого сборища оппозиционных лидеров идет жесточайшая война. Ксения Собчак, Дмитрий Быков, Сергей Пархоменко и сочувствующие решили занять первые роли в новом "Политбюро", и не собираются отступать без драки.
Впрочем, для потенциального лидера объединенной оппозиции Алексея Навального это не страшно. Скорее даже наоборот. О разладе в кругу КС он пишет, не скрывая иронии: "Никто кроме нас самих не несет ответственность за сидящих в КС. Болтающих и скандалящих, или работающих и объединяющих. Мы выберем их, а потом переизберём (а кого-то нет)". Навальный даже не представляет себе такую ситуацию, что не выбрать теоретически могут и его самого.
Впрочем, события в этом "Политбюро" могут развиваться не только и не столько в русле настоящих демократических традиций. Иногда проблемы решаются и более радикальными мерами. Так что "болтающие и скандалящие" члены "Болотного Политбюро" и кандидаты в таковые наверняка с удовольствием вспомнят о "демократических традициях" 90-х, которые они так жаждут вернуть. Со стрелками, перестрелками, заказами и коробками из-под ксерокса.
Они называют это политикой.
Москва, 2012 г.
http://www.kp.ru/daily/25959/2899385/