https://dzen.ru/a/Y-4cUMnFUgXq4TCO
Собакин город
Бельгийская овчарка Нагайна на службе в таможне Крыма
16 февраля
История Ивана Ломова, бывшего таможенного инспектора, преподавателя Севастопольского государственного университета, и Нагайны, бельгийской овчарки.
Фото - Бельгийская овчарка Нагайна
Я работал в таможне в Крыму, где мы с моей собакой обследовали морские виды транспорта, искали всевозможную контрабанду.
Формально, с юридической точки зрения, служебная собака – это спецсредство, она приравнивается к пистолету или резиновой дубинке. Собаке выделяется место содержания и довольствие: питание, ветеринарное обслуживание, предметы амуниции. Поскольку палуба очень горячая, в комплект входят специальные тапочки – ботиночки для собаки.
Наши отношения похожи на дружбу боевых товарищей. Потому что нюней и соплей мы не разводим. В армии был такой вид поощрения – похлопывание по плечу от командира. Вот у нас примерно также. Когда я сажусь, собака не прыгает на меня, спокойно садится рядом.
Можем посмотреть друг на друга и все понять с одного взгляда. Она как человек, с которым есть о чем помолчать.
Для собак работа – это пойти найти свой любимый мячик. Всегда прятки, всегда веселье, всегда игра. Служебные собаки играют всю жизнь, если их правильно воспитали. Даже достигнув пожилого возраста, они не могут отдыхать, как наши пенсионеры. Пока они живы и могут ходить, они всегда будут хотеть искать свой мячик.
Собак для службы отбирают по определенным критериям. Я бы сказал, что это должны быть такие «интеллектуальные дебоширы». Они не уничтожают все подряд дома, не истерят и не нервничают. Они должны быть психически уравновешенными, но с хитрецой в глазах.
У собаки хитрость – признак гениальности. Только эту гениальность надо направить в нужную сторону.
Если собака очень послушная, она никогда не залезет под стол, в подвал, в шкаф. А собака, которая ищет целевые вещества, должна забраться куда угодно, если она почувствовала нужный запах.
Дрессировка выглядит следующим образом: сначала она ищет мячик, потом рядом с мячиком кладется запах искомого вещества или имитатор, если это наркотики или взрывчатка. Увеличивая количество имитатора, мы уменьшаем размер мячика либо просто отрезаем от него кусочки. Собака помнит запах, который искала, но к нему добавляется другой, запахи смешиваются. Постепенно мячик убирается, остается лишь запах вещества. Собаке абсолютно все равно, что искать, лишь бы это был запах, а он есть практически у всего. Например, в Калининграде собаки ищут янтарь, на Дальнем Востоке – тигровый ус.
Если вы с ней – одна команда, значит, во-первых, ты - хороший инструктор, во-вторых, у тебя хорошая собака.
Следует помнить, что работа собаки – не найти взрывчатку или наркотики, а показать, есть тут искомый предмет или нет – его же может и не быть. Некоторые начинающие кинологи считают, что если собака ничего не нашла, то она не доработала. Это большая ошибка.