https://dzen.ru/a/ZCMT9eWQ9SyHEZfx
Гончие и Гончатники
УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНЫМ ДОСТОЯНИЯМ часть 3
28 марта
УГРОЗА № 6 – ОБЩЕСТВЕННЫЕ КИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ Главный враг нашей страны не где-то за океаном, а внутри неё: это – равнодушные, невежественные государственные деятели и множество деляг, всяких либералов, их облепивших. Они же и скинули с баланса и контроля собаководство, определив его не эффективной отраслью животноводства. И охотник-собаковод раскорячился между «кинологическими кооперативами», которые и есть угрозы нашему собаководству. На сегодняшний день в России существует множество общественных кинологических организаций. Вот основные: 1. РОРС – Ассоциация Росохотрыболовсоюз – независимая охотничья кинологическая организация. 2. FCI – Международная кинологическая Федерация.
3. РКФ – Российская кинологическая федерация. В1996 году заключила договор о партнерских отношениях с FCI. Кинологические организации, входящие в РКФ: • РФСС – Российская федерация служебного собаководства; • РФОС – Российская федерация охотничьего собаководства; • РФЛС – Российская федерация любительского собаководства; • АНКОР – Ассоциация независимых кинологических организаций России: • КЛЖ – клуб любителей животных "ФАУНА"; • КПЦ – кинологический племенной центр "ЭЛИТА"; • РКК – Российская кинологическая конфедерация.
4. UCI – Международный союз кинологических организаций. Россию в UCI представляют на сегодняшний день три организации: • ОДДМ – Общественное Движение "Добрый Мир"; • РОКО «Родина» – Региональная общественная кинологическая организация «Родина»; • РКД – Организация Российского кинологического договора, объединившая НРКА (Национальную Российскую кинологическую ассоциацию) и РКА (Российский кинологический альянс).
5. IFCS – Международная федерация кинологического спорта. • ОСОО РЛК – Общероссийский союз "Российская лига кинологов".
6. IKU – Международный союз кинологических организаций. • СКОР – Союз кинологических организаций России.
Основное поголовье охотничьих собак зарегистрировано в двух организациях – РОРС и РКФ. В остальных кинологических организациях процент охотничьих собак небольшой, но тем не менее эти собаки получают документы и участвую
Принципиально отсудили и поставили «вне породы» за нарушение зубной формулы – как тут же «поддержат» другие и выправят документы без экстерьерного брака – и давай клепать щенков. Деньги, деньги, деньги – всем надо существовать. «Лебедь, рак и щука» – это будет мягко сказано про разно-векторную кинологическую деятельность в России, которая и есть угроза нашим национальным достояниям, охотничьим собакам. Две кинологические организации РОРС и РКФ паразитируют на народном достоянии, а порой и являются пособниками деградации охотничьих пород, растаскивая их развитие по крайностям своих циничных концепций. Все современные проблемы отечественного охотничьего собаководства связаны с тем, что советская система собаководства почему-то растворилась, а новая национальная система не появилась. В настоящий момент в России не существует собственной политики развития этой отрасли, и добрая половина кинологической деятельности в России контролируется господами из Брюсселя, из штаб-квартиры ФЦИ, которая располагается не так далеко от штаб-квартиры НАТО. А вторая половина охотничьего собаководства как будто осталась под контролем охотничьей организации – Ассоциации РОРС – но жизнь по инерции, по старым лекалам, не меняясь в новом обществе, привела к той же деградации самой системы ведения собаководства и некоторых пород. Чтобы понять, как мы дошли до такой жизни, надо вернуться лет на 30 назад. Не понимая причины проблемы, невозможно её решить.
И все 30 лет среди собаководов России, независимо от того, в какой они кинологической организации, витает идея создания единой национальной кинологической организации, которая имела бы общую базу данных и централизованно выпускала родословные. 25 лет назад выставки собак охотничьих пород при скудной по доходам и сложной жизненной обстановке в стране были зрелищными, образовательными и, конечно же, зоотехнически грамотными для массового зрителя и новичков в охоте. Создали РКФ и начали сотрудничать с Всемирной кинологической организацией.
Собаководы РОРС создали специально отдельную Федерацию Охотничьего собаководства (РФОС) для работы с международным сообществом и ведением племенной работы. И по началу всё было неплохо. И идея сама прекрасная. Да, люди у нас разные, речь о руководителях. Всё по-русски – «дорвался до власти и пошло-поехало...» И в итоге вся эта идея накрылась «медным тазом». РФОС осталась в составе РКФ и со своим учредителем и создателем – РОРС – не имеет на сегодня ничего общего. Взяли и искусственно разделили российское охотничье собаководство на две системы.
Придумали «камни преткновения», извратив само понятие выставки и разделив мероприятия и собак на «Шоу-нерабочих красавцев» и якобы истинно «Настоящих рабочих собак». Только они забыли, что «это разделение носит искусственный характер. Связано это с тем, что много людей, которых интересует только одно направление из двух, и крайне мало заводчиков, которых интересуют оба направления. В ринге мы ориентируемся только на стандарт, никаких послаблений для рабочего класса не должно быть. Исключение составляют какие-то травмы у охотничьих собак, но экстерьер должен соответствовать стандарту. Все конкурируют на равных» – авт. Е.Л. Ерусалимский. Я тоже считаю, что такое разделение больше у нас в головах, но какая то доля имеет место быть. А вот разделение на «спортивных» и «охотничьих» набирает очевидный рост. Есть лайки с кучей вольерных дипломов, которые не пригодны для вольной охоты. Дипломированные гончие раздражают на охотах отсутствием должной вязкости, присущей истинно охотничьей гончей и т.д. РОРС, очевидно, теряет позиции, и держится в нем собаководство только на записи ВПКОС и по инерции доверия этой охотничьей организации. Бездействие РОРС по сохранению пород и созданию условий развития для них отражается результатом ежегодного сокращения поголовья на выставках и уменьшением количества вязок.
Амбиции руководства собаководством в РОРС и неосмотрительный вектор движения только в сторону работы собак с девизом «Диплом любой ценой» или «Племенная собака – собака с дипломом», не создавая условий для этого, не обращая внимание на потерю породности, потерю испытательного института в пользу коммерческих состязаний, отсутствие возможности подготовки собак в участках нагонки и натаски, разрушает количественный и качественный состав больших массовых пород (гончие, лайки) – нашего национального достояния.
Сущность самой собаки уже становится не важна, главное «Есть ли диплом?!» РКФ же за эти годы с введением международных стандартов проведения мероприятий научилась проводить продуктивно и эффективно выставки, но они очень затратные для массовых и недорогих пород и «бьют по кошельку» собаковода, не отражая главную «Охотничью» сущность собаки. У РКФ другая крайность – вектор только на экстерьер и звания. Две основные кинологические организации в России так и работают, противопоставляя себя друг другу. Они идут по крайностям племенной ценности собак (экстерьер – рабочие качества).
А ведь в их руках наше национальное достояние.
Необходимо объединять наработанный опыт ради собак. Возникает вопрос к руководителям двух организаций – РОРС и РФОС (РКФ) – когда же закончится противостояние ваших амбиций, и вы, наконец, подумаете о владельцах собак и о самих собаках? Неужели 28 лет вам мало для анализа этого противостояния? В стране разделили охотничьи угодья на сотни удельных княжеств, растащили кинологию по «кооперативам». Так может быть впору подумать об объединении усилий по сохранению отечественных пород – нашего национального достояния? В ваших уставах записано про традиции и культуру охот с собаками – очнитесь, перечитайте ваши уставы и прислушайтесь к собаководам.
Вспомните, наконец, историю Российской кинологии – в 19-м веке нашлись патриоты и положили начало Российской кинологии, объединяя аналогично «раскарячившихся» собаководов страны в условиях множества удельных княжеств. В СССР в 15 республиках был введён единый подход к развитию собаководства страны. А что же вы, руководители «кинологических кооперативов», в 21 веке вытворяете?!
Процитирую отрывок из статьи с официального сайта Академии государства и права, одного из немногих вузов, имеющих факультет кинологии :
«1) псевдонаучный характер основных позиций ныне существующей кинологии приводит разводимые породы собак к утрате физических, физиологических и психических качеств, деградации и вырождению;
2) быстрое перерождение пользовательных пород собак в декоративные как следствие формирования отечественного собаководства абсолютным большинством общественных организаций по образцу ФЦИ или подобных ей структур;
3) низкий уровень подготовки специалистов, как в учебных кинологических подразделениях государственных структур, так и в общественных кинологических организациях;
4) организационная разобщенность ведущих специалистов-кинологов, и вследствие этого недостаточное их влияние на деятельность кинологических и собаководческих формирований, как государственного, так и общественного сектора;
5) нехватка специализированных публикаций научного и научно-популярного направления;
6) культивирование в общественном собаководстве принципов деятельности, превращающих его из массового общественно-полезного увлечения в разновидность шоу-бизнеса;
7) в общественных организациях прекращены как воспитательная и патриотическая работа, так и подготовка кинологов по военно-учетным кинологическим специальностям;
8) отсутствует действенное взаимовыгодное сотрудничество между государственными структурами и общественными кинологическими и собаководческими организациями…»
Есть ещё одна серьёзная проблема, тесно связанная не только с выставочным разведением, но и с разведением, ориентируясь на титулы в коммерческих состязаниях – это обеднение генофонда. Дело в том, что при коммерческом разведении заводчик при подборе пар руководствуется, как правило, соображениями цены полученных щенков и спроса на них.
Всем понятно, что легче и дороже можно продать щенков от титулованных отцов. Возникает перекос: кобели-чемпионы/полевые чемпионы дают несколько сотен потомков, а просто хорошие собаки, но без титулов, очень часто не оставляют потомства совсем. Из всех потомков выставочных чемпионов в разведении используется всего несколько сыновей, каждый из которых тоже бывает очень плодовит. Через несколько поколений любители породы обнаруживают, что предками их собак являются одни и те же производители. Волей-неволей приходится делать близкородственное скрещивание (инбридинг). Потомков этих собак вновь приходится инбридировать. Этот процесс называется потерей предков. Кровная база сужается. В популяции развивается инбредная депрессия. В каждой породе постепенно увеличивается концентрация неблагоприятных генов. Поголовье породных охотничьих собак по статистике в последнее время значительно сократились.
Так вот – чем порода малочисленнее, тем её вырождение идёт быстрее. Но проблемы со здоровьем и пониженной жизнеспособностью накапливаются во всех без исключения породах. Есть ещё очень важная «угроза», зародившаяся в современном собаководстве – это многочисленное поколение экспертов, рождённых в общественных организациях. С 1990 г. функции квалификационной комиссии при Главохоте были переданы Росохотрыболовсоюзу, с 1996 г. - Президиуму РФОС. Введена новая третья категория, которая по значимости равна второй. Переаттестации экспертов за 30 лет не было ни одной. В группе пород гончих эксперты больше не публикуют отчёты с состязаний и выставок. Уже 30 лет не публикуются аналитические статьи по состоянию дел в породах. Я убеждён, что эксперты, судьи должны учиться и сдавать гос.экзамены (Минсельхоз, Минприроды). Племенные книги, звание эксперт- судья, стандарты, правила испытаний и другие нормативы – это всё Государственный удел.
Вообще-то ничего хорошего от этой «кинологической кооперативщины» в будущем ожидать не стоит. После стольких лет стал понятен использованный механизм разрушения советского собаководства – перевод его под зарубежное управление и сворачивание отлаженной отечественной системы. Параллельно раздробили охотничьи угодья, где охотничья собака, увы, не желанный гость. «Состряпали» антироссийский закон об охоте. Всё происходило по одному плану с развалом Советского Союза. Это – системный кризис отрасли. По-другому просто и быть не могло. Наоборот, то, что до сих пор ещё остаются энтузиасты охотничьего собаководства, сторонники пользовательского разведения собак, можно считать чудом.
Нас не удалось полностью переформатировать. Выход из сложившейся в нашей стране ситуации с собаководством один: наше государство для решения всех существующих в этой отрасли проблем должно начать проводить собственную суверенную политику в области пользовательского собаководства. Необходимо создавать эффективную национальную систему кинологической деятельности, как это было до реформ. Кинология должна опираться на государственный научный и финансовый стержень и уж потом только развиваться в общественных организациях. Кинолог А.Н. Власенко дал определение концепции государственной политики РФ в области кинологической деятельноcти: «Под государственной политикой в области кинологической деятельности и собаководства понимается комплекс мероприятий, направленных на: - формирование научной базы собаководства и создание на ее основе национальной российской школы кинологии; - развитие на современном уровне служб собаководства в федеральных органах исполнительной власти и в органах исполнительной власти субъектов РФ; - развитие охотничьего собаководства, сохранение и распространение национальных культурных традиций российского охотничьего собаководства; - восстановление северного ездового и пастушьего собаководства; - сохранение редких и исчезающих пород и ценных популяций собак, прежде всего отечественного происхождения;
- создание условий для преимущественного развития пользовательского собаководства в общественных кинологических и собаководческих организациях».
Надеюсь, к этому с помощью общественного вызова мы придём в скором будущем. У нас нет выбора – развивать или не развивать в России эффективную национальную систему кинологической деятельности и собаководства. Это – вопрос возрождения сильного государства с его обороноспособностью. И, на мой взгляд, без единого сквозного стратегического и законодательного государственного стержня в Российской кинологии охотничьи породы собак и охота с породной собакой под угрозой деградирования по своему назначению, с перспективой самих собак стать “редкими ископаемыми”. УГРОЗА № 7 – ТРАНСПОРТ, ДОРОГИ.
Длина дорог в России в 1980 г – 680 тыс. км., а в 2020 г. – 1600 тыс.км. Россия занимает пятое место в мире по протяжённости дорог. Сейчас интенсивно идёт развитие строительства скоростных трасс. При этом вновь и вновь разрезаются лесные массивы. Вот что нам говорят данные Росстата: …..динамика количества автомобилей на 1000 чел.: в 1970 г. – 5шт, 1980 г. – 30 шт., в 2020 г. – 300 шт. Только вдумайтесь, за сутки на отрезке дороги длиной 100 км погибает до 10 позвоночных животных, из них 2 собаки. Автомагистрали могут быть причиной полного уничтожения локальных популяций и видов в целом. Необходимы значительные ограничения скорости в лесных зонах. Нужны ограждения, тоннели подземные и наземные для передвижения животных. Законами и постановлениями всё это предусмотрено – главное соблюдать и применять. Когда вы смотрите сводки новостей на ТВ, в прессе и интернете, обратите внимание, сколько гибнет охотничьих собак на автомобильных и ж/д дорогах. Заяц и лисица однозначно поведут за собой гончую через дорогу – раз или два, а у владельца «сердце в пятки». Для охоты нет лучше времён, когда были не дороги, а направления! Возможно, кому-то покажется, что это не тянет на «угрозу», это и хорошо, поскольку он не терял собак на трассах и рельсах. Продолжение размышлений об «Угрозах» народным достояниям будет в следующей публикации цикла.
Цикл публикаций «Национальное достояние» часть №9 «Угрозы достояниям 3» Эксперт – судья Кудряшов В.Ю. Нижегородская область, г.Городец. Март 2023