https://dzen.ru/a/ZPA0dl0lS30HBJyG
    Центр реабилитации диких животных "Ромашка"
    Возможен ли диалог между человеком и волком?
                   31 августа 2023
Вой является основным дистанционным средством общения волков.

Фото из интернета

   Любопытный рассказ о «волчьем телеграфе» поведал нам в своей книге канадский натуралист Фарли Моуэт. Как он пишет, его образование в области волчьей лингвистики началось с появления эскимоса Утека. Как-то они вдвоем наблюдали за волчьим логовом, но безрезультатно. Вдруг Утек приложил руки к ушам и внимательно прислушался. Ф. Моуэт ничего не услышал и никак не мог понять, что привлекло внимание эскимоса, пока Утек не шепнул: «Слушай, волки разговаривают». Моуэт напряг слух, но если волк и вел радиопередачу, то «работал не на его волне». Однако вожак волчьей стаи, спавший на гребне, внезапно сел, навострил уши и, повернув свою длинную морду к северу, завыл.
   Это был вибрирующий вой. Низкий вначале, он заканчивался на самой высокой ноте, какую только способно воспринять человеческое ухо. Утек, схватил за руку Моуэта и расплылся в довольной улыбке: «Волки говорят – карибу (олени) пошли», объяснил он.
   Оказывается, волк с соседнего участка, лежащего к северу, не только сообщил, что давно ожидаемые карибу двинулись на юг, но и указал, где они сейчас находятся. Более того, и это было совсем невероятно, выяснилось, что сам волк-сосед оленей не видел, а просто передал информацию, полученную им от волка, живущего еще дальше. Не обращая внимания на скепсис Моуэта, Утек без проволочек стал собираться на охоту. Через три дня, когда они встретились вновь, Моуэту были презентованы целый окорок и горшок оленьих языков. По рассказам выходило, что эскимос нашел карибу в том самом месте, которое узнал, поняв речь вожака.

Фото из интернета

   Ясон Константинович Бадридзе подтверждает информацию о том, что человек способен понимать волков на каком-то бессознательном уровне. Он уверен, что волки умеют передавать информацию взглядом. У всех у них есть телепатические способности. Человек не способен передать голосом различные нюансы волчьего воя, и он научил своих волков шести звукам-символам. Например, сигнал «пища», «на север», «на юг» и т.д. Для них на охоте очень важно направление движения. Выпущенные на волю волки передавали придуманные человеком сигналы по наследству. Ясон Константинович слышал, как ими же пользовались их потомки.
    Собираясь на охоту, волки соблюдают определенный ритуал. Они носятся, повизгивают, касаясь друг друга. А потом матерый отходит метров на десять, возвращается и смотрит в глаза каждому волку – и каждый знает, что ему делать. Потом он и Ясону Константиновичу тоже смотрел в глаза – и он мгновенно, не думая, вскакивал и тоже знал, что ему нужно делать. Человек не думал, он просто знал.

Это же подтверждение можно найти и в книге английского натуралиста Шона Эллиса «Свой среди волков»

Фото из интернета

Мы не можем сказать, что наши волки оказывали на нас телепатическое воздействие. Возможно это присуще волкам диким, находящимся на свободе. Но в тоже время, после длительного с ними общения, я всегда знала и понимала в каком настроении находились наши звери. Расположены ли они были к ласкам или буквально моментально, вслед за приветствием, могла последовать агрессия. Можно ли было свободно войти к ним в вольер, или в определенное время этого не стоило делать.
   Но такое понимание пришло после очень многих схваток и «несчастных» случаев. Ну а свою волчицу Груню мы научили выть «по-человечески», копируя звуки «Ау…», и это осталось у нее на всю жизнь. И хотя она подвывала с нашими другими волками, но делала это настолько специфически, что неизвестно, понимали ли они ее. Во всяком случае, между ними была постоянная вражда. А вот на звуки диких волков Груня, в отличие от ее сестры, воспитанной волками, никогда не реагировала, и сама на вой диких волков не отзывалась.

Хотя Герда враждовала с Груней, но это не мешало им попеть вместе.

Часто в книгах можно прочитать, что по вою можно различить пол и возраст зверя. Матерый волк воет басисто и длинно. Его однократный вой длится 20-25 секунд. При имитации воя матерого человек испытывает затруднение из-за недостатка выдыхаемого воздуха. Матерая волчица воет выше и короче,12 -15 секунд. Ее вой более сложен, дик, заунывен. Иногда создается впечатление, будто воют два волка.

Переярки. Фото из интернета

Голоса переярков отличаются однотонностью и звучностью. Нередко они воют тенором, иногда заканчивают вой подскуливанием, лаем.

Волчата. Первые концерты. Фото из интернета

Вой волчат летом – всплеск какофонии, обычно выводок воет от 10 секунд до трех минут. Но по нашим наблюдениям это не всегда так. Например, Герда выла очень басисто и очень продолжительно, да и Груня порой пела так, перемежая то высокие, то низкие ноты, что создавалось впечатление что в вольере она не одно.

  Фото - Герда
     Волк хорошо отличает вой своих собратьев от магнитофонной записи, какой бы точной она ни была. Он даже скорее ответит на не очень точное подражание его голосу человека, чем на настоящий вой, записанный на пленку. Кстати, все виды воя, кроме траурного, широко варьируют, не изменяя смысла. Индивидуальные отличия, характерные для волка, проявляются как в реакции на звуковой сигнал, так и в тоне и тембре ответного воя. Именно широкая изменчивость звукового общения хищников допускает весьма грубую его имитацию.