https://dzen.ru/a/ZbIwCiOr4186P4vc
Центр реабилитации диких животных "Ромашка"
                            Стресс
                           25 января 2024
Стресс, это не только то состояние, которое может возникнуть у животного из-за ранения, попадания в неволю, переезда на новое место, но и от неправильного выпуска на волю.

И это совсем не шуточное состояние для животных. Особенно это относится к его хронической форме, при которой внутренние органы подвергаются сильнейшей нагрузке, страдает иммунная система и как следствие возможны самые разные заболевания.

Стресс у кошачьих и собачьих возникает по различным причинам и проходит по-разному.

У кошачьих он имеет три стадии: тревога, как правило не имеющая внешних признаков, однако при этом может подниматься давление и температура. Затем происходит сжимание мышечной ткани, уменьшение их тонуса, сбивается дыхание. После второй стадии, часто наступает апатия и если это состояние не переходит в хроническую форму, то организм животного постепенно восстанавливается, ну а если кошка продолжает испытывать негативное воздействие развивается истощение. И тогда у животных заканчиваются внутренние силы чтобы бороться со стрессом. Они перестают питаться и ко всему проявляют безразличие.

Именно в такое состояние впали почти сто американских рысей во время опыта по их выпуску в природу. Звери не разошлись далеко друг от друга, сидели фактически на месте выпуска, не пытались охотиться и даже не ели предложенный корм. В течение 40 дней все звери погибли. Только не спрашивайте, почему люди не предприняли ничего для спасения этих животных. Видимо это не входило в задачу эксперимента.

Это только человеку кажется, что животные все вынесут. Ну понервничают и перестанут, однако часто стресс откладывает неизгладимые впечатления на всю жизнь травмированной особи. Даже малейшее изменение в привычной жизни может привести животное к эмоциональному заболеванию.

Вот случай из далёкого прошлого. Наши соседи решили переставлять забор на своем участке и наняли бригаду рабочих. Разумеется, никто не подумал о животных. Мало того, что, работая, люди орали на всю округу, они еще включили музыку и начали ходить по нашей территории. Старые волки побегали немного и ушли в нору, а вот для Груни и для нас это оказалось сущим кошмаром.

Пока работы велись сзади дома – это было терпимо, но когда люди перешли на переднюю сторону, волк не выдержал. Наша спокойная, ручная волчица стала метаться по вольеру, а потом драть сетку и всю ее измяла зубами. В результате до крови разодрала себе язык и пасть, обрезала нос. Кое-как нам удалось схватить обезумевшую волчицу и пристегнуть к ошейнику цепь, которую мы закрепили на столбе внутри вольера. Груня сначала пыталась сорваться с привязи, а потом стала отрывать дерн огромными кусками и копать землю вокруг. Она набивала себе полный рот землей и никак не могла отплеваться, но и нас она к себе не подпускала. Этот кошмар длился четыре дня, начинаясь в семь часов утра и заканчиваясь в шесть вечера. Все это время под дождем и ветром мы находились рядом с волком, который, чтобы он совсем не покалечил себя, был пристегнут на цепь, и пытались ласками и уговорами хоть как-то успокоить его.

Вечером, когда рабочие уезжали, мы спускали Груню с цепи. Она перемещалась по вольеру на полусогнутых лапах, с поджатым хвостом, а потом устраивалась на куртине травы – занимая наблюдательный пост. Когда становилось совсем темно, Груня засыпала. А утром все начиналось сначала. Все эти дни волчица ничего не ела, да и не могла, язык и десна были сплошь изранены. Наконец все закончилось, забор поставили, рабочие уехали. Груню колотил озноб, она была вся перепачкана в глине, вся в порезах и ссадинах. Улеглась на землю и тяжело дышала. Я пошла к ней, позвала к себе, она еле до меня доползла, зашла в домик и улеглась на полочку. Я хотела ее погладить, но она сморщила нос и тихонько зарычала, видно было, что у нее все болит. Кстати часто, именно в стрессовой ситуации животные нападают на людей, даже самых близких.

Впрочем, стресс получила не только Груня, но и мы. От напряжения, у нас тоже болели все суставы и мышцы. Спустя какое-то время Груня подползла ко мне и стала лизать лицо. Нос был горячий и сухой, и на одну треть она сломала себе верхний клык. Я принесла ей молоко с яйцами и мороженое. Все это было принято с благодарностью, и за пять дней она первый раз поела. Так она первый раз столкнулась с человеческой жестокостью и эгоизмом – свой комфорт превыше всего. А волк, ну что волк – он же зверь!

Урок этот не прошел даром, теперь, если кто-то приезжал к нам, Груня начинала метаться и рвать сетку зубами. Пришлось нам весь ее домик зашить металлическими листами и закрывать ее там всякий раз, как у нас ожидались гости. Психика волка оказалась сорванной.

Как писал известный ученый-волчатник Михаил Павлов: «От страха волк словно лишается качеств разумного зверя. Обусловленное многолетними преследованиями осторожное, подозрительное отношение волка к необычным предметам, вызывает у него страх к ним».

Многие хозяева собак знают, как велик стресс их питомцев после праздничных салютов. Кто-то, полежав в укромных местах, быстро отходит после этих шумовых эффектов, ну а у кого-то на долгие дни сохраняется напряженное состояние, отказ от корма, не желание выходить на улицу, непроизвольное мочеиспускание.

При переезде в незнакомое место животные тоже испытывают дискомфорт.

Кошки больше привязываются к месту проживания, чем к человеку и именно поэтому у них чаще при смене места жительства возникает стресс, который может перерасти в хроническую форму. Кроме этого животное может плохо реагировать на появление в доме незнакомых людей или животных.

Собаки, в большей степени чем кошки испытывают стресс при смене хозяев, в какие бы шикарные условия они не попадали. Этим объясняется, например, то, что взятые из приютов животные, первые время могут справлять свою нужду дома и тут надо проявить понимание и терпение, прежде чем собака отойдет от стресса, полученного при переезде, привыкнет к новым условиям жизни. Наша Соня, взятая с хорошей передержки, после приезда к нам, писалась первое время каждый час, хотя мы и успокаивали ее как могли, и ласкали. Да и не одна она у нас была, рядом были другие собаки и мы ее не оставляли ни на минуту одну. Но успокоилась она только через несколько дней и сразу все наладилось, после этого маленький щенок ни разу не позволил себе сделать дела в доме.

Стоит конечно помнить и о том, что настроение человека полностью передается животному. Поэтому в любой ситуации именно хозяин своим примером должен постараться убеждать животных, что ничего страшного в данной ситуации нет.