https://dzen.ru/a/Ze4yCQBQmC8HE7cB
          Журнал "Татарстан"
Почему КГБ запретил журналистам писать о пожаре на КАМАЗе
        12 марта 2024
Над горевшим заводом поднимался столб чёрного дыма… Зрелище не для слабонервных

Пожар на заводе двигателей КАМАЗа, начавшийся вечером 14 апреля 1993 года, уничтожил мощности по выпуску 100 тысяч силовых агрегатов. К утру от предприятия, где трудились 19 тысяч человек, остались только колонны и груды сгоревшего металла…

О том, что горит завод двигателей, Николай Туганов, в ту пору фотокорреспондент местной газеты, узнал в девять вечера. Схватил фотоаппарат – и бегом к соседу. На его «Москвиче» помчались к заводу. Зрелище предстало не для слабонервных.
Пламя из здания вырывалось метров на сто. Горели кровля и корпус, – вспоминал позже Николай. – Снимал в темноте, а в это время территорию плотным кольцом окружала милиция, к месту ЧП никого близко не подпускали…
Потом в столичной газете «Авто» на первой полосе выйдет фотография горящего завода – это будет единственный снимок, опубликованный в отечественных СМИ. Отснятую Тугановым и его коллегой Вячеславом Бурнышевым плёнку изымет КГБ, писать о трагедии журналистам запретят.
К моменту, когда Николай Туганов делал свой исторический кадр, завод двигателей полыхал уже весь – огонь распространится по всей кровле…

ПОДУМАЛИ, ЧТО УЧЕНИЯ…
Пожар начался в 18:41 из‑за короткого замыкания в силовом кабеле, что ведёт к трансформаторной подстанции. Виктор Волков, в то время начальник военизированной пожарной охраны промышленных объектов МВД РТ, вспоминал: днём на заводе прошли учения по гражданской обороне. Может быть, поэтому на характерные хлопки никто не отреагировал: думали, продолжаются учения… А огонь по кабельным каналам стремительно разлетался во все стороны. Через шахту вентиляции выбрался на крышу – вспыхнули гудрон, утеплитель…
Первым тревогу поднял слесарь-ремонтник. Почувствовав запах горевшей изоляции, приоткрыл дверь подстанции – и едва не задохнулся от дыма. Дальше события развиваются стремительно.
19:04. Прибывает первый пожарный расчёт. Горят подстанция, кабели, с горящей крыши текут расплавленные битум и полистирол. Порывистый ветер огонь раздувает на глазах. Начальник караула Н. Цветков объявляет максимальный для Набережных Челнов номер вызова сил и средств, начинается срочная эвакуация людей.
19:25. Все пожарные и техника на месте. Против огня – девять лафетных стволов: шесть на крыше, три – внутри здания. Но этих сил не хватает даже для того, чтобы пожар не захватывал всё новые территории. Утеплитель, пенополистирол, уложенный на стальной настил, вспыхивает, словно берёзовая кора, пожарные нередко оказываются в огненном кольце.
19:52. Горит уже четвёртая часть кровли – 100 тысяч квадратных метров! Рушатся металлоконструкции. К месту ЧП прибывают пожарные подразделения из Нижнекамска, Альметьевска, Елабуги, силы гражданской обороны. Огонь тушат 30 лафетных и переносных стволов, но он продолжает наступать.
21:31. Огнём охвачена вся кровля завода двигателей. Его площадь – 1152 на 362 метра, по размерам – целый городской микрорайон…

ПОЛИСТИРОЛ ГОРЕЛ КАК НАПАЛМ
Альфия Гарипова видела, как горит её родной завод, из окна квартиры – в небо поднимался густой чёрный дым. Утром следующего дня она пришла на работу и завода не нашла.
– Моего рабочего места просто не было, наш цех выгорел полностью. Нас отправили домой. Сразу написала заявление об уходе: решила, что разбирать завалы, дышать гарью – это не женское дело.
Когда всё закончится, эксперты расскажут: горение полистирола напоминает горение напалма. Какой из светлых голов первой в стране пришла идея использовать этот опасный утеплитель при строительстве заводских цехов, так и не обнародуют. Зато вспомнят, что ещё до ЧП в Набережных Челнах «полистирольных» пожаров с печальными последствиями было не один и не два. И выводы после этих пожаров делались правильные. Но всякий раз соображения экономии у нас брали верх над здравым смыслом. Кстати, завод в Челнах строился по американской технологии, но они, американцы, узнав, что мы в качестве утеплителя используем полистирол, отказались объект страховать…
Ликвидировать горение корпуса, вернее того, что от него на тот момент осталось, пожарным удалось лишь к 11 часам 15 апреля. Но это только в надземной части завода. Огонь хозяйничал в подвалах, а их протяжённость – почти 7 километров. По ним огонь мог перейти на станцию испытания двигателей, а там ёмкости с маслом и дизельным топливом… Станцию в итоге спасут, заложив подходы к ней гравием и кирпичом.
Пожар потушат 21 апреля – до этого восемь дней и ночей пожарные будут работать в две смены, каждая смена – сутки… Участники боя с огнём: 560 пожарных, военные из полка гражданской обороны, 64 единицы пожарной техники, 236 других машин и механизмов…
Спасти удастся часть оборудования. Производственный корпус площадью 420 тысяч квадратных метров будет полностью уничтожен огнём. К счастью, обойдётся без жертв.
Масштаб бедствия запечатлеет с вертолёта фотокорреспондент ТАСС Михаил Медведев – ему единственному из журналистов органы дадут разрешение на съёмку.

И СНОВА ВСЁ СНАЧАЛА
Последствия пожара в Набережных Челнах оказались ужасными. Не только для КАМАЗа – для всей страны и ближайших соседей. Дизели с автогиганта на Каме шли на автомобильные предприятия России, Украины, Беларуси – их работа оказалась под угрозой. Некоторые эксперты посчитают, что ущерб от пожара сопоставим с аварией на Чернобыльской АЭС.
Возможно, это сильное преувеличение. С другой стороны, никто не оценивал моральные и материальные потери тех, кто трудился на заводе двигателей и вмиг оказался без привычной работы и привычных заработков. Одни, как Альфия Гарипова, сменили работу, другие, как её муж, долгие месяцы разбирали завалы, восстанавливали завод. Притом что авторитетные господа (в частности, великий реформатор Егор Гайдар) утверждали: восстанавливать не имеет смысла. Это были смутные 90-е…
К счастью, здравый смысл возобладал. При поддержке правительств РФ и РТ камазовцам удалось постепенно восстановить мощности по выпуску 100 тысяч двигателей в год. Одновременно велось создание производства силовых агрегатов уже на основе более совершенного оборудования. Меньше чем через год после пожара был собран первый двигатель КАМАЗ-7405.
И 24 декабря 1996 года в Набережных Челнах торжественно запустили восстановленный главный конвейер сборки двигателей.

Наш тг канал - https://t.me/protatarstan
Фото: vestikamaza.ru