https://dzen.ru/a/ZifBpeggTAnt9U0B
         Константин Двинский
  Офшоры по-новому. Норникель вывезет завод в Китай
              23 апреля 2024

  Президент "Норникеля" Владимир Потанин объявил о масштабном проекте - переносе части производственных мощностей компании из Норильска в Китай. Речь идет о плавильных мощностях по медному концентрату. Срок - "за горизонтом" 2027 года.

В Китае предполагается создать совместное предприятие (СП) с местной компанией по производству батарейных материалов. Здесь следует отметить, что это супервыгодное направление, которое генерирует значительную добавленную стоимость. И, конечно, является высокотехнологичным производством.

Однако есть нюанс. Бизнес-модель подразумевает, что из России (в частности - из Норильска) будет вывозиться медный концентрат, его плавка будет осуществляться уже в Китае, на следующем этапе - непосредственно производство аккумуляторов. То есть в настоящий момент российская экономика теряет второй этап (плавка медного концентрата). Это низкомаржинальное производство, которое особой добавленной стоимости в экономику не дает. Плюс наносит серьезный экологический ущерб. То есть, если бы речь шла сугубо о выносе в Китай мощностей по плавке медного концентрата - то история имела бы рядовой рабочий характер. Но суть в аккумуляторах, которые в России не производятся и соответствующих технологий у нас также нет.

"Норникель" до 2022 года имел совместный проект с немецкой BASF. Предприятие по производству батарейных материалов должны были запустить в Финляндии. Рынок сбыта - Европа и Америка. Но по понятным причинам сделать этого не удалось.

Решение о переносе Медного завода в КНР Потанин объясняет санкциями, которые негативно повлияли сразу по двум направлениям. Во-первых, "Норникель" лишился доступа к оборудованию и технологиям, что делает невозможным провести экологическую модернизацию предприятия (а с экологией на Медном заводе, действительно, все плохо). Во-вторых, имеются проблемы со сбытом и проведением финансовых платежей, что отнимает примерно 20% от общих доходов.

Впрочем, если смотреть финансовые показатели, то "Норникель" все равно остается прибыльным. За 2023 год компания заработала 210 млрд рублей. Да, это самое низкое значение за последние годы. Но, все равно, плюс. Здесь же необходимо учитываться серьезные инвестиции в производство (253 млрд против 191 млрд в среднем за последние пять лет). Без них и значение прибыли было бы повеселее.

Однако я предполагаю, что дело отнюдь не в западных санкциях. Все гораздо интереснее

Очевидно, что такое решение сам Потанин принять не мог, поскольку оно носит не столько экономический, сколько политический и геоэкономический характер. Разумеется было необходимо как минимум разрешение на перенос Медного завода со стороны высшего уровня власти. Понятно, что без четкого обоснования проект не мог получить одобрение ни при каких обстоятельствах.

Что это за обоснование - понять не сложно. Владимир Потанин его и не скрывает. Помимо финансовых эффектов непосредственно для "Норникеля" речь идет о приобретении соответствующих компетенций и технологий для производства аккумуляторов. Самому "Норникелю" они не нужны. Компания занимается тем, чем привыкла - добыча сырья и производство концентрата. Максимум - плавильные мощности.

Соответственно здесь имеется политический заказ. "Норникель" плотно сотрудничает с "Росатомом" по строительству предприятия по производству катодных материалов и аккумуляторов на базе Колмозерского месторождения лития. К слову, в Китае "Норникель" предполагает создать несколько совместных предприятий - по медным проектам одни, по литиевым и никелевым - другие. Соответственно предполагается освоение технологий как по производству батарейных материалов на литиевой основе, так и на натрий-ионной.

В общем, конечная цель понятна. "Норникель" получил геоэкономический заказ. Российская экономика жертвует крупнейшим предприятием по плавке медного концентрата, но рассчитывает на получение бесценных технологий по производству аккумуляторов. Собственно говоря, сам Потанин этого и не скрывает.

На бумаге все выглядит гладко. Да и Медный завод "Норникеля" генерирует небольшую добавленную стоимость + осуществляет большой объем выбросов. Цена для своеобразного обмена с китайцами невелика.

Вопрос в другом. Сможет ли "Норникель" реализовать задуманное? Здесь возникает много рисков.

Первое - вынос мощностей из Норильска в своеобразный офшор произойдет прямо сейчас в ближайшие три года. На освоение технологий потребуется значительно больше времени.

Второе - санкционная история. Что мешает Западу наложить санкции на совместные предприятия "Норникеля" и китайцев? Ничего. Но другое дело - что преодолеть последствия санкций непосредственно в Китае, где есть огромный внутренний рынок кратно проще.

Третье - станут ли китайцы так охотно отдавать технологии? Здесь сказать сложно, так как мы не знаем всех договоренностей. Конечно проще было бы купить, пусть и за любые деньги. Однако была выбрана другая схема. Значит, неспроста.

Таким образом. Масштабы впечатляют. Проект сложный и на бумаге выглядит интересно. Но реализация сильно растянута по времени. Имеется много рисков. Посмотрим.