https://dzen.ru/a/ZhuHvStXTXL7RNbL
   См. оригинал статьи.    https://forumstatic.ru/files/0009/44/0a/17934.gif

         Сталинский букварь
  Советские учебники, снегопад и ящик с мандаринами
             14 апреля

Несколько слов о себе: зовут меня Валерия, я мама троих детей. Старшему сыну 11 лет, среднему 8 лет и дочери 3 года. С января 2018 года мы перешли на семейное образование (далее СО), ушли со второго полугодия 2 класса обычной общеобразовательной школы.

Почему? Тому несколько причин, одна из них: мой сын «не тянул программу». О другой причине напишу отдельной статьей, т.к. у сына есть признаки СДВГ, и я специально не буду писать здесь об этом — это другая тема… Итак, сына отправляли на ПМПК уже в конце сентября в 1 классе. По словам учителя, моему ребенку будет легче учиться если не в коррекционной школе, «так хотя бы в коррекционном классе, но у нас таких нет». Сын пошел в 1 класс слабо подготовленным — плохо читал, писал и считал. Это, конечно, моя вина, т.к. я наивно понадеялась на детский сад с развивающим уклоном и подготовку к школе при гимназии, куда мы изначально хотели пойти учиться (откуда нас отсеяли уже на уровне той самой подготовки к школе). У меня как раз в это время была тяжелая пора, попадание в больницу, последующий восстановительный период… И потом, я лелеяла надежду на то, что ведь и я пришла когда-то в 1 класс, не умеючи ни читать, ни писать, ни считать, и нас всех научили, и была я в начальной школе отличницей…

Программа в школе сына была по развивающей системе Л.В. Занкова, она негласно считается для обучения одаренных детей. Параллельно со школой к нам на дом приходила чудесная женщина-репетитор, которая учила сына читать и писать, т.к. школа особенно ничему из этого так и не научила… Сына, и еще двоих ребят, учитель записала в неуспевающие, и запретила другим детям помогать им на уроках. Это было тяжелое время для нас…

Полтора года мы пытались подстроиться под школьные требования, но не выдержав, ушли. К тому же, посмотрев перед принятием решения об уходе из школы авторский журналистский фильм «Последний звонок» Константина Сёмина, многое начало проясняться, что именно не так в образовательной системе, появились ответы на многие вопросы и решение уйти на СО было вполне осознанным (оставлю ссылки на трилогию — 1 серия https://www.youtube.com/watch?v=25CsDqB … =youtu.be, 2 серия https://www.youtube.com/watch?v=-a5bS0a … =youtu.be, 3 серия https://www.youtube.com/watch?v=aeEdTZW … e=youtu.be )

В течение достаточно долгого периода времени (около года) мы отходили и морально, точнее — психически, и физически от школы. У сына уже начался ночной энурез и хронический, не поддающийся лечению, насморк. Параллельно я начала изучать обстановку в образовании в целом и учебные программы в частности. У меня уже сформировалось на тот момент мнение, что все, что предлагает ФГОС, никуда не годится.

В трилогии Константина Сёмина «Последний звонок» говорится о том, что советское образование давало крепкую базу. Об этом же свидетельствуют прочные знания моих родителей и бабушки с дедушкой практически по всем предметам школьной программы. Но не сразу мы пришли к советским учебникам…

Впрочем, все по-порядку. У меня все еще был какой-то страх полностью отстраниться от ФГОСовских программ, пугал недостаток информации, не с кем было посоветоваться и почитать об опыте семей на СО, я еще не знала имён СОшников (хотя на тот момент можно было уже прочитать об опыте Игоря Чапковского, Любови Сгонник и др.), не находила информации о результатах обучения детей на СО. Мне хотелось попасть в группу единомышленников, и пришла информация о программе «Классические беседы». Мы с сыном присоединились к этой программе, это было очень необычно и не привычно, нам так и говорили, что это «образование, перпендикулярное школьному», ведь привычных базовых предметов, таких как чтение, арифметика, письмо (далее ЧАП), там не было и это было оставлено на усмотрение родителей.

Пробыв в ней некоторое время, мы в итоге ушли. Для меня важно иметь четкий план, системность, стабильность, понимание того, как и куда двигаться, поэтому я продолжала дальше искать программу для обучения ЧАП. За это время мы успели попробовать учиться по программе Русской Классической Школы (далее РКШ), но не пошла у нас эта программа, мне там не нравилось то, что, например, для изучения русского языка нужно было разбираться в методике преподавания по методичке для учителя. А имея троих детей, которые находятся в основном постоянно дома, мне было затруднительно сосредоточиться, составить план урока, уделить достаточное количество времени сыну и практически от сына на время урока не отходить.

Тут я начала вспоминать, что когда училась я, то делала все уроки практически самостоятельно, их проверяла моя бабушка и мы с ней разбирали ошибки или недочеты, но чтобы она сидела со мной «от и до» — такого я не припомню… Начала штудировать отзывы родителей на СО, которые использовали советские учебники в обучении детей. Так, прочитав несколько мнений, сравнительных анализов, пообщавшись с другими СОшниками, пролистав электронные учебники, я остановила свой выбор на следующих учебниках:

— по русскому языку учебники Костина Н. А.,

— по арифметике для старшего сына взяла учебники и решебники к ним Поповой Н. С., для среднего сына взяла Пчелко А. С.

— по чтению — Родную речь Соловьёвой Е.Е., Щепетовой Н.Н., Карпинской Л.А.

— по окружающему миру — Естествознание в 2 частях Тетюрева В.А.

Когда я открыла эти учебники, то увидела, насколько все понятно, просто, гармонично и составлено с любовью к детям. Расскажу по порядку об учебниках.

Материал в учебниках по русскому языку подается логично: сначала правило, причем сформулированное понятно и доступно для самостоятельного понимания ребенком, даются примеры для усвоения правила и затем упражнения на его отработку. По ходу учебника идет периодическое повторение пройденного материала для его закрепления и прочного усвоения.

Тут хочу сделать небольшое отступление: до обретения советских учебников, я, начитавшись «страшилок» о том, что дети не могут нормально усвоить материал по школьной программе, накупила несколько игр по русскому языку и математике, всяческих дополнительных пособий, было скачено много разных «методик и приемов», дети были зарегистрированы на разных интернет-ресурсах с обучающими материалами и играми на отработку навыков по предметам школьной программы (это и «Учи.ру», и «ЛогикЛайк», и «Айкьюша», и т.п., а также скачены на смартфон приложения по изучению таблицы умножения и еще разной тому подобной всячины) и что я хочу сказать — ничего из этого не пригодилось, мои страхи не оправдались, да и времени нет особо на эти дополнительные материалы, одного учебника лично нам вполне хватает. Но вернемся к учебникам. Здесь нет фонетического разбора слов, намеренно написанных слов с ошибками и прочего. Интересная статья об этом есть у замечательной мамы Надежды Швединой https://www.babyblog.ru/user/medvejinka/1190103

Особенно хочу отметить качество текстов в упражнениях. Они носят поучительный, воспитательный, познавательный характер, здесь даны отрывки текстов классиков. Нам нравятся тексты о советском времени, получается еще и такой экскурс в историю. А также хочу обратить внимание на иллюстрации: они естественные, гармоничные, понятные. Такое сочетание содержания текстов упражнений и качественных иллюстраций формирует у ребенка эстетический вкус! Еще, что мне лично очень нравится, так это то, что при выполнении упражнений дети задают вопросы по содержанию текстов в упражнениях, они интересуются историей, описанием каких-то явлений, начинают узнавать больше, размышлять, идет глубокая внутренняя работа по становлению личности, если хотите, и это прекрасно.

С помощью этих учебников мы реанимировали утраченный в школе познавательный интерес (о том, как в школе разрушают познавательный интерес и не только, можно посмотреть интервью Надежды Храмовой (Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной антропологии и психологии Уральского государственного технического университета)

Видео. Надежда Храмова о разрушении познавательного интереса у школьников

Можно немного получить представление о качестве текстов в упражнениях, посмотрев в «карусели» задачи и упражнений из советских учебников:

Есть переработанные советские учебники, где «колхозы», «стахановцы», «пионеры» и т.п. заменены нейтральными текстами, такие как учебники от РВС (Родительское Всероссийское Сопротивление).

Мы ради интереса взяли за 2 класс учебники от РВС, но лично нашей семье больше понравились непереработанные учебники. Они более атмосферные. Поэтому в 3 классе вернулись к репринту.

Мой средний сын не ходил в школу, я сама научила его и читать, и писать, и после прописей мой ребенок практически самостоятельно изучает учебник Костина по русскому языку: читает правила в рамочке, выполняет упражнения. На выполнение упражнений уходит совсем небольшое количество времени, психика у ребенка здоровая, познавательный интерес сохраняется, учиться нравится. При выполнении упражнений сын задает по тексту из этих упражнений вопросы, интересуется информацией из области истории, географии, естествознания и т.п., мы много можем беседовать, размышлять… Ребенок просит прочитать рассказы целиком, т.к. понравился отрывок из упражнения. И для примера хочу представить лишь несколько страниц из учебника русского языка, по которому учился старший сын в школе. Я сама реально наблюдала у своего ребенка «слом мозгов» и как следствие — расшатанная психика и «расшколивание» в течение года после перехода на СО:

С первых же страниц отталкивают от обучения непонятными первокласснику терминами, вопросами, «опасными местами»:

Я сама с трудом (не то, что первоклассник) воспринимаю термины и задания, а правила, видимо, ребенок сам должен вывести из выделенных жирным шрифтом сочетаний «жи-ши», «ча-ща» из текста заданий (!) к упражнениям:

А где правило «жи» и «ши», «ча-ща», «чу-щу» пишутся с буквами «и», «а», «у»? Их нет как на этой странице, так и на следующей…
И только где-то к середине учебника появляется задание «Составьте правило. Приведите примеры»:

Т.е. такие учебники явно НЕ для самостоятельной работы ребенка. Без помощи взрослого не обойтись. И все так мудрено, все так сложно для восприятия маленьким ребенком, а это всего лишь 1 класс…

Кто-то возразит, мол, ничего сложного тут нет, и правило самостоятельно вывести не проблема. Но, я думаю, может и не сложно все это, а надо ли?… У кого как, а в нашей семье сформировалось не просто неприятие — отвращение к обучению в целом после таких «учебников». Про содержание текстов в данном учебнике я ничего плохого не могу сказать, они в целом нейтральны и на том спасибо.

И вот для контраста страницы из учебника Костина:

Правило в рамочке и упражнения на отработку.
А здесь, например, в Упр. 159 в последнем предложении про рыбий жир у нас с ребенком возникла интересная беседа о том, как раньше всем детям давали рыбий жир, о его пользе для человека, особенно для растущего организма, о витамине Д и многом другом — и это лишь самый простой пример, т.к. большинство текстов вызывают интерес к дальнейшему исследованию:

Тут хочу показать тексты упражнений из учебника Костина за 4 класс, на основании которых мы читаем о подвигах советских солдат во время ВОВ, у детей появляется «опасная» гордость за свой народ и свою великую страну:

А это одно из последних упражнений из учебника Костина за 4 класс — напутствие ученикам. У меня ком в горле при прочтении этих строк… Вот как через учебники воспитывали в человеке ответственность, нравственность, уважение к подвигу, труду, старости:

Про учебники арифметики напишу, возможно, позже.

А теперь — причем тут снегопад и ящик с мандаринами?

P.S. Статью дописываю спустя год. К ящику с мандаринами добавились 4 шоколадки) Все просто: учебники делают свое дело — через тексты упражнений из учебников по русскому языку, через тексты условий к задачам из учебников арифметики, через тексты из учебников по естествознанию, родной речи идет воспитание. У детей формируется ответственность, любовь к физическому труду, уважение к труду других людей, уважение к пожилым людям, забота о слабых и маленьких и т.п. Поэтому сейчас, как и год назад, в снегопад, мои мальчишки выходят на улицу и чистят снег, помогая пожилой дворничихе, продавцам ближайшего магазина, расчищают снег с общественной горки… Не ждут благодарности за свой труд, но так получается, что взрослые люди в благодарность угощают их шоколадками, а в прошлом году сотрудницы магазина подарили целый ящик мандаринов.