ЗООМИР и не только о нем

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЗООМИР и не только о нем » РОССИЯ » Образование в России до 1917 года.


Образование в России до 1917 года.

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

https://dzen.ru/a/ZRaGcWOgkzqxm2QF
        Обучение за границей + РФ Smapse
Школы дореволюционной России: 10 фактов, которые вас изумят
              21 октября 2023

Дореволюционную Россию часто воспринимают слишком романтизированно и с пиететом, в том числе и утверждают, что вот-де школы там были не чета нынешним. Так ли это? Стоит ли вспоминать старые школы с придыханием и так ли плохи современные МОУ СОШ? Давайте разбираться.

1. Образования для всех просто не было
В конце XIX века в России всеобщее обязательное образование так и не было введено — ни среднее, ни начальное. Хотя планы по его внедрению разрабатывались и обсуждались многократно, они так и остались на бумаге.

Конечно, были определенные изменения. С 1901 по 1903 годы Министерство народного просвещения начало щедро финансировать земские школы; ранее те зависели только от средств местных самоуправляющих органов (земств), поэтому количество школ было невелико.

Благодаря субсидиям их число стало быстро расти. Однако к 1914 году только 30% детей от 8 до 11 лет (в городах — 46,6%, в сельской местности — 28,3%) получали школьное образование. Из взрослого населения, особенно среди крестьян, многие оставались неграмотными: в 1913 году лишь около 40% населения России могли похвастаться грамотностью, а в некоторых регионах этот показатель был ещё ниже!

  Фото - Крестьянская семья Россия

В 1907 году таки появился законопроект «О введении всеобщего начального обучения», предполагавший, что государство в течение 10 лет увеличит расходы на образование и создаст сеть школ, находящихся не дальше трёх верст (3,2 км примерно) от места проживания потенциальных учеников.

Этот проект даже обсуждался в Государственной Думе, но так и не был принят как закон: постоянно возникали какие-то помехи — то роспуск самой Думы, то разногласия с Государственным советом, то Первая мировая война…
Декрет о всеобщем начальном обучении был принят только в СССР, и то не сразу, а лишь в 1925 (!) году. Борьба с безграмотностью населения наконец-то началась.

2. Школы были очень разными, стандартов практически не существовало
Система школьного образования дореволюционной России была далеко не однородной. Часто, когда говорят о школах того времени, вспоминают классические гимназии. Но они составляли всего лишь часть этой многообразной системы, причем далеко не самую большую часть!

  Фото - Земские училища 19 века в России

Школьная система Российской империи была разнообразной и сложной, учебные заведения можно условно разделить на четыре основных типа.

Начальные школы, которые имели различные программы и продолжительность обучения. Здесь дети могли освоить основы грамотности, арифметику и знание Библии.
Обычные средние школы для широких слоев населения. Здесь, помимо общего образования, иногда развивали и навыки для будущей профессиональной деятельности.
Школы продвинутого типа, окончание которых открывало путь к высшему образованию в университетах. Эти школы формально были доступны представителям всех социальных классов, но на практике в них учились в основном представители высших сословий, хотя и были исключения. Вот этот как раз уже гимназии и некоторые реальные училища.
Четвертый тип школ был предназначен для будущего духовенства: предполагалось, что выпускники этих школ станут священниками, но множество из них впоследствии выбирали более светскую (секулярную) карьеру.
Школы разного типа подчинялись различным ведомствам и финансировались из разных источников. Большинство начальных и средних школ находились под юрисдикцией Министерства народного просвещения и Священного синода, но были и заведения под управлением Военного министерства (кадетские корпуса), Министерства внутренних дел, Министерства финансов и даже железнодорожного ведомства, которое открывало школы для детей железнодорожных рабочих. Существовали специальные школы на фабриках, чтобы обеспечить образование детям, которые работали на заводах.

  Фото - Земская школа 19 век

Программы обучения в разных типах школ, что логично, тоже существенно различались. Начальные школы включали в себя земские, церковно-приходские, сельские «министерские» и сельские общественные училища, школы грамоты, школы и детские приюты Ведомства учреждений императрицы Марии.

К тому времени появились училища «повышенного типа» или высшие учебные заведения, предоставляющие более серьезное образование, включая изучение географии, истории, геометрии, черчения и естествознания. Они фактически представляли собой неполные средние школы и давали возможность поступления в университеты.

3. Учителя тоже были не в фаворе
В дореволюционной России просто не было единой системы подготовки учителей, что приводило к разбросу их уровня образования, жалования и социального статуса. Например, учитель гимназии и учитель начальной школы (или школы грамоты в городе) существенно отличались друг от друга:

учитель гимназии обычно имел университетское образование, хорошее для того времени жалованье и высокий статус в обществе,
учитель начальной школы мог не иметь никакого образования, кроме собственного школьного опыта, и жить в бедности,
учителя городских учебных заведений находились где-то между этими двумя экстремальными категориями.
Рост числа школ в 1900-х годах требовал большого количества учителей, и на высокообразованных специалистов рассчитывать было невозможно, учитывая, что доля грамотного населения была невелика.

  Фото - Учитель гимназии 19 век

К тому же зачастую жалование учителей начальных школ, особенно сельских, было крайне низким, и это не привлекало университетских выпускников к этой профессии (если только они не действовали из идеалистических побуждений в целях просвещения народа).

В начале XX века большинство учителей начальных школ были женщинами, но это не было следствием успехов движения за равноправие, а скорее связывалось, увы, с низким статусом этой профессии. Женщины чаще всего выбирали такой труд просто из-за отсутствия других альтернатив.
Для получения статуса учителя можно было окончить специальные учительские семинарии, институты или одногодичные курсы, пройти специальные педагогические старшие классы в средних школах (училищах и гимназиях). Учителями церковно-приходских школ и школ грамоты могли быть выпускники духовных семинарий.

  Фото - Церковно-приходская школа в Костромской губернии

Даже лица без формального образования могли сдать экзамены и получить звание народного учителя, что позволяло преподавать в начальных школах!

4. Финансирование школ было очень скудным (если вообще было)
Многие школы в дореволюционной России работали на общественных началах. Государство играло важную роль в финансировании, но не полностью обеспечивало средства для образовательных учреждений.

  Фото - Банкноты Российской империи 19 века

Например, к 1911 году начальные школы получали только 38,6% своего финансирования от государства, остальные средства поступали из других источников: земства (22,5%), органы городского самоуправления (13,3%) и сельские общества (10,9%). Благотворители также вносили значительный вклад в финансирование школ — до 7,3% бюджета начальных школ.

Некоторые школы вовсе не существовали бы без поддержки меценатов, таких как фабриканты, банкиры и купцы, которые финансировали создание и функционирование этих учебных заведений.
Более того, одной из распространенных практик во второй половине XIX века было обучение грамоте и детей, и взрослых практически одновременно. Эти школы открывались за инициативой энтузиастов, и учителя в них работали бесплатно, вдохновленные идеей образования. Это была одна из форм «походов в народ» российской интеллигенции.

5. Учеба в школе требовала платы
В дореволюционной России среднее образование было в основном платным. Начальные школы, как правило, учили бесплатно (включая учебники), но это зависело от типа школы.

  Фото - Форма учителей в царской России

Школы грамоты, которые часто открывались крестьянами собственными силами, могли также работать на общественных началах и предоставлять образование бесплатно, однако обучение в школах старше начальной было, как правило, платным.

Деньги, уплаченные родителями за образование и учебники, направлялись в специальные фонды, которые использовались для оплаты жалования учителей, закупки мало-мальского оборудования и предоставления материальной помощи бедным ученикам.
Некоторые родители вынуждены были оплачивать проживание своих детей в школах-пансионах, особенно если подходящее учебное заведение находилось далеко от дома. Для некоторых учеников существовали льготы: так, бедные семьи часто освобождались от оплаты в государственных школах.

  Фото - Сокольская гимнастика

Были и немногочисленные стипендии, которые предоставлялись благодаря благотворителям и казенным ведомствам, но зачастую они требовали от выпускников отработки на государственной службе в течение определенного времени, что делало их своеобразными «целевыми» образовательными программами.

6. Структура обучения была неоднородной
Система классов в дореволюционной России существенно отличалась от современной. Программы в разных типах школ имели свои особенности, что приводило к разной продолжительности обучения.

  Например, в начальных школах учеба могла продолжаться от двух до пяти лет.
В школах гимназического типа срок обучения составлял 7–8 лет, и это уже после «началки», что означает, что некоторые выпускники гимназий могли закончить обучение 20-21 год.
В более простых начальных школах обучение было короче и составляло 7-8 лет вместе с начальными классами.
В документах той эпохи можно встретить упоминания об одноклассных и двухклассных училищах, но эти термины указывали на количество учащихся в группе, а не на продолжительность обучения в годах.

Фото - Мужские гимназии 19 века в России

В одноклассных училищах учился целый класс под руководством одного учителя, в то время как в двухклассных школах было два учителя на два класса. Таким образом дети разного возраста и уровня обучения могли находиться в одном классе. В больших городах существовали и многоклассные училищные дома, где было больше классов и учителей.

Так как образование не было обязательным, дети начинали учиться в школе с разного возраста, но, как правило, с 8-10 лет. В сельских школах дети часто посещали занятия нерегулярно из-за сельскохозяйственных работ: это делало обучение сложнее, приходилось несколько раз повторять материал.
Однако система образования не требовала строгой системности знаний у сельских учеников, у них не было обязательных экзаменов для получения аттестата.

7. Учебный год длился по-разному
Продолжительность учебного года в дореволюционной России существенно отличалась от современной.

В гимназиях, прогимназиях и уездных училищах учебный год шел дольше, чем в современных школах — начинался 1 августа и заканчивался 1 июля, исключая месячные летние каникулы и двухнедельные рождественские каникулы.
В сельских начальных школах учебный год был, наоборот, очень коротким и длился всего 140-150 дней (примерно 5 месяцев), начиная с сентября и заканчиваясь в марте-мае. Дети посещали занятия нерегулярно из-за сельскохозяйственных работ и других факторов.
Некоторые ученики посещали школы вместе с взрослыми в воскресные дни, и это делало систему обучения ещё более разнообразной.

8. А что по оценкам?
Система оценок в дореволюционной России была пятибалльной, как и современная система, но значения оценок были разные. Эта система оценок была введена Министерством народного просвещения в 1837 году и существовала до революции.

В этой системе первая степень (единица) означала слабые успехи и указывала на то, что ученик едва прикоснулся к науке.
Вторая степень (двойка) обозначала посредственные успехи, где ученик знал некоторые фрагменты изученного материала, но ограничивался запоминанием без понимания.
Третья степень (тройка) считалась удовлетворительной и присваивалась ученикам, которые знали материал, но ограничивались учебником и словами учителя.
Четвертая степень (четвёрка) была выше удовлетворительной, требовала более глубокого понимания материала и способности сопоставлять его различные аспекты.
Пятая степень (пятерка) была высшей и присваивалась только ученикам с необыкновенным умом, хорошей памятью, страстью к наукам и неутомимым прилежанием. Пятерка была редкой и предназначалась для исключительно одаренных учеников.
Система оценок в то время делала более четкое различие между знанием и пониманием материала, так что пятерка была заслуженной наградой для учеников с исключительными способностями.

В начальных школах не использовалась система оценок — вместо этого ученики сдавали экзамены по каждому изученному предмету в конце обучения. Они должны были продемонстрировать свои навыки в чтении, письме и арифметике. Успешное прохождение этих экзаменов позволяло ученикам получить аттестат.

9. Дисциплина была жестокой
Дисциплина в российских учебных заведениях до 1860-х годов была не просто строгой, а порой даже жестокой! Рукоприкладство как «средство воспитания» считалось нормой практически во всех учебных учреждениях России.

  Фото - Женские гимназии 19 века в России

Устав уездных и приходских гимназий и училищ, подписанный в 1828 году, предусматривал применение строгих мер исправления, включая и телесные наказания. Эти меры могли включать в себя увещевания, выговоры, запрет участия в играх, оставление ученика в запертом классе.

Даже учеников престижных гимназий и кадетских корпусов могли бить и сечь! Однако после реформ Александра II такое жестокое поведение учителей в средних школах быстро исчезло.
В начальных школах формально пропагандировалась гуманистическая традиция, но на практике рукоприкладство было распространено, особенно в сельских районах. Даже сами крестьяне часто просили учителей обращать на их детей больше внимания и наказывать их построже.

  Фото - Мариинский институт благородных девиц Краснодар

В средних школах физического насилия практически не было, хотя унижения были распространены, пусть и зависели от характера учителя. Школы имели чрезмерно строгие правила, включая строгий контроль над формой одежды для учеников: нарушения даже незначительных норм, таких как длина рукавов и застёгнутость пуговиц, могли повлечь наказание.

В женских гимназиях за нарушение дисциплины и несоблюдение учебных обязанностей девочек могли оставлять в классе после занятий на несколько часов.
Да, справедливости ради отметим, что работали и такие образовательные учреждения, где акцент делался на бережном и уважительном отношении к детям. В основном это были частные экспериментальные школы, где преподаватели стремились к более гуманному подходу к воспитанию.

Ну и как, по-вашему, легче ли училось в дореволюционной России или все же современные школы поприятнее?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
     Читайте также:
✅6 устаревших врачебных истин, которые губили пациентов многие годы

✅ Правила поведения, которые в Индии стоит соблюдать туристам.

✅Простой вопрос: Почему пожарные ведра всегда в форме конуса?

✅ 5 случаев, когда ядерная бомба взорвалась... просто так

✅История 9+ женщин, которым пришлось выдавать себя за мужчин, чтобы заниматься любимым делом

2

https://dzen.ru/a/YK4R3RsTswcrcMNg
      Дм. Линдер Нетривиальная история
Чему учили в дореволюционной гимназии? Русский язык, IV класс
         26 мая 2021

Четвероклассник бодро переводил с французского на немецкий, с немецкого на латинский, с французского на английский, готовился читать Ксенофонта на древнегреческом, а переводы из Шатобриана считались упражнением по русскому языку.

Похоже на фантастику, не правда ли? А это быль. Однако надо сделать разъяснение – четвероклассник-гимназист – не маленький ребенок. Это подросток 13-14 лет (иногда – старше). В гимназический курс не входила «младшая школа», и в первый класс принимали тех, кто уже знал ее программу.

Посмотрим, как был устроен курс русского языка в частной гимназии Креймана в 1869-70 учебном году. У Креймана выучивали даже тех оболтусов, которых выгнали из государственных гимназий. Плата была высокая, а дисциплина – строгая.

Русский язык (3 урока в неделю)
Преподаватели русского языка учили гимназистов красноречиво говорить и хорошо писать. Наибольшее внимание уделялось

«связи предложений, построению речи, точности и правильности выражений»
Литературному стилю уделяли не меньшее внимание, чем собственно грамотности.

        На уроке в гимназии. Дореволюционная фотография
В курс русского языка входил и церковнославянский.

Родной язык, естественно, изучался вместе с литературой. Но гимназическая программа не ставила цели (как в современной школе) ознакомить учеников «со всеми шедеврами русской литературы». В этой программе, конечно, были и Пушкин с Гоголем, и даже «живые классики» Тургенев, Некрасов, Толстой (графу недавно исполнилось 40). Но все-таки тогда старались основательно разобрать не очень много повестей и поэм, а не лететь галопом по Европам.

Целью курса было не «прочитать всю классику», а «читая классику, научиться литературному мастерству». С более широким кругом книг подростки ознакомятся самостоятельно.

     Петровка №25. Здание, которое занимала гимназия Креймана в 1874-1904 гг. Фотография моя
В IV классе гимназисты завершали курс русской грамматики (синтаксис) – в старших классах ее уже не проходили. Начинали изучение церковно-славянского языка: четвероклассники вместе с учителем читали с начала до конца «Житие Феодосия Печерского», переводили его на современный русский язык и разбирали всю грамматику. Читали и подробно разбирали небольшие сочинения «современных» авторов, вроде «Песни о вещем Олеге» или «Путешествия в Арзерум». Рассказ Карамзина о Куликовской битве при прочтении сличали

«с рассказом из русской летописи по Никонову списку»
Еженедельно в классе писали небольшие сочинения (например, «О пользе чтения» или «Москва») или диктанты. Бывали и другие, длинные сочинения, которые задавали на дом, на два месяца. Например,

«характеристика Натальи Борисовны Долгорукой – на основании: а) ее записок (отрывка, помещенного в IV т. Хрестоматии Филонова); б) поэмы И. Козлова, и в) повести Фурмана».
Наталья Долгорукова – первая женщина-мемуарист в России и одна из первых русских писательниц.

В пятом классе задавали сочинения посложнее: разбор «Недоросля» в историческом контексте напоминает современные курсовые работы.

Кроме того, четвероклассники переводили на русский язык рассказы французских и немецких писателей. Считалось, что знать иностранный язык – значит писать и говорить без грамматических ошибок, бегло же читать французские и немецкие книжки может любой дурак. Потому перевод с этих языков на русский входил в число упражнений по русской стилистике.

Впрочем, ни русский, ни новые европейские языки не были главными предметами в классической гимназии. Больше всего часов отводилось тем дисциплинам, которые должны были отточить интеллект будущих студентов: латынь и математика.

Все мои статьи в оглавлении журнала «Нетривиальная история».

Читайте также:
Один день русского студента, 1861 год
Школа во Франции 150 лет назад глазами ребенка
Замоскворечье: 12 самых старых фотоснимков середины XIX века

3

https://dzen.ru/a/YtfQs60_zBz88c_J

  https://dzen.ru/a/YtfQs60_zBz88c_J
           ГРИМУАР
Образование в Царской России: раньше в школах изучали 4 языка одновременно.
      20 июля 2022

  Фото - Аттестат Владимира Ленина
Дамы и Господа, разрешите представить вам любопытнейший экземпляр. Это аттестат об образовании Владимира Ильича Ленина (Ульянова), который закончил Симбирскую (Ульяновскую) гимназию в 1887 года с золотой медалью.

Ленин обучался там 8 лет и почти по всем предметам получил 5. Но вас может несколько удивить список этих предметов, а вот на мой взгляд все идеально подобрано: все самые нужные человеку предметы и ничего лишнего.

Первое что бросается в глаза, это Закон Божий. Обратите внимание, несмотря на восемь лет христианских уроков, Ленин вырос ярым атеистом и гонителем религии. При нём уничтожено множество храмов и православная церковь практически ушла в подполье.

Так что те, кто боятся что уроки религии в школах как-то обратят ребёнка в Православную веру, боятся напрасно, это лишь расширить кругозор молодого человека.

Так же есть 4 урока сохранившиеся до наших дней: это русский язык, математика, история, география - в нужности этих предметов сомневаться не приходится.

Отдельно отмечу Логику - предмет который очень нужен сегодняшнему обществу. Нас альтернатившиков, часто обвиняют в отсутствии логики, но лично я терпеть не могу голословные утверждения как от альтернативщиков, так и от фриков от науки. Логику перестали изучать в школах, и очень зря! Сегодняшний мир наполнен идиотскими противоречащими друг другу заявлениями и конструктами.

Что меня удивляет, так это изучение 4 языков одновременно, причём каких! Латинский, греческий, немецкий, французский. Латинский хоть и считается мёртвым языком, составляет основу европейских языков. Таким образом ученик в живую может проследить изменение языка и находить однокоренные слова в разных языках. Греческий это вообще топ! Вы не представляете сколько в русском языке греческих слов. В первую очередь это все слова из категории "наука": от геологии до микроэлектроники.

Как вы видите, 150 лет назад для ребёнка не составляло труда изучать 4 языка одновременно, потому что он не отвлекался на ненужные, бесполезные предметы: ОБЖ, МХК, Химия, Биология, Физика, Алгебра, Экономика, Обществознание. Ум школьника не заполняли узкоспециализированными темами, которые он мог бы изучать самостоятельно если есть к этому интерес.

Сейчас, повезёт если школьник изучает 2 языка, а чаще всего только один. Но именно изучение языков развивает ум и тренируют память. Двуязычные дети всегда талантливее своих сверстников, а если языка 4? И при таком подходе у нас были прекрасные химики, математики и естествоиспытатели.

Ещё стоит отметить что в аттестате отдельно указывается религия ученика, в данном случае православие. И каста, класс его родителей. Родители Ленина указаны как чиновники. Хотя крестьян конечно тоже обучали. Я видел выписки учащихся, сейчас я не могу их привести, но почти половина гимназистов являлись детьми крестьян.

Если вы спросите меня, нравится ли мне такая система образования? Да, да, и ещё раз, да. Я бы с радостью принял её в современных школах и отдал бы учится по ней своих детей. А вы?

С уважением Александр Гримм


Вы здесь » ЗООМИР и не только о нем » РОССИЯ » Образование в России до 1917 года.