https://dzen.ru/a/ZP89xTq6G1Xt2nt
Мr.Teacher
Результаты реформ в школе за 15 лет поражают разрушительной эффективностью
11 сентября 2023
Что произошло за последние 15 лет? Именно 15 лет назад был дан старт подушевому финансированию всего и вся, новой системе оплаты труда педагогов, внедрению менеджеров в образовании, ЕГЭ вышло на свою орбиту, и именно за эти 15 лет активно внедрялись цифровизация в образовании.
Что же стало итогом?
Сегодня Алексей Савватеев разместил у себя на Яндекс.диске письмо одного из преподавателей ВУЗ-а, которое показывает сложившуюся катастрофу с российским инженерным образованием и математике в частности.
Фактически это плоды существующего подхода к образованию в стране.
Я размещу это обращение из жизни преподавателя и оно особенно уместно будет в свете столичных реформ образования, когда мы видим что сейчас ни в 11 ни в 9 классе учить не нужно, нужно только натаскать на ОГЭ/ЕГЭ.
Я работаю старшим преподавателем с 2007 г. и продолжаю этим заниматься по сей день на кафедре, которую и закончил в 2005 году. Просто хотел поделиться своими наблюдениями за 15 летний период своей работы в Университете:
1. Из 17 преподавателей, работающих в 2007 году на нашей кафедре, к 2023 году остался только 1. За этот период на нашу кафедру пришло только 2 новых преподавателя (один, из которых, я). К сожалению, второй преподаватель на данный момент тоже не работает.
2. Продолжительность обучения студентов сократилась с 5 лет до 4.
3. Часть дисциплин была выведена из образовательного процесса, некоторые дисциплины были объединены в одну.
4. Полностью исчезла производственная практика у студентов.
5. Ликвидированы все лабораторные работы на реально действующих установках, оборудование вывезено, лаборатории закрыты. Часть лабораторных работ переведена в виртуальный режим на компьютерах.
6. Индивидуальные темы дипломных работ заменены на одну общую для всех студентов тему. Дипломная работа превращена в копируемый шаблон, в котором, в лучшем случае, студент меняет исходные данные для расчета.
7. Последние два года наблюдается 100-процентная скупка курсовых и расчетно-графических работ студентами. Практические задания во время занятий выполняют от 1 до 3 человек из группы.
8. Пятибалльная система оценки выродилась в двухбалльную ("неуд"/"уд"). В некоторых группах нет ни одного студента, желающего получить "хор" или "отл".
9. На защите дипломов на все вопросы от членов комиссии у студентов заготовлен один универсальный ответ "затрудняюсь ответить".
10. В последние годы у меня стали появляться группы студентов, в которых только один человек умеет выполнять простые математические операции (выносить общий множитель за скобки, складывать рациональные дроби 1/2 + 1/3). Следует отметить, что у нас инженерная специальность, где для описания некоторых процессов требуется решать системы дифференциальных уравнений, эти студенты прошли несколько семестров высшей математики.
11. У меня были случаи, когда целые группы студентов не приходили ко мне на экзамен, т.к. я на экзамене задаю вопросы и не позволяю пользоваться телефоном.
12. За 15 лет работы ко мне не подошел ни один родитель с вопросом, почему не ведутся занятия должным образом у студентов. А вот мамы, просящие поставить своему ребенку "уд" за невыполненную работу, подходят регулярно. Я не встречал ни одного студента, недовольного качеством образования. Такая система (ничего не делая, получить "уд") устраивает всех.
Я работаю старшим преподавателем на энтузиазме по совместительству на 0,25 ставки. При этом моя зарплата составляет 5000-6000 р. (это после существенного увеличения). Для сравнения в 2007 г. я получал около 300 р. в месяц.
Я думаю, что похожая картина с высшим образованием происходит не только на нашей кафедре в нашем Университете, но и в других.
Это катастрофа! Но что делать, я не знаю. А делать что-то нужно. Мои попытки научить хотя 1 человека из группы в рамках преподаваемых мною дисциплин уже несколько последних лет заканчиваются поражением.
Могу добавить от себя, что именно за последние 15 лет автор только и занимался тем, что выполнял различные требования администрации школы в ущерб своей основной деятельности.
Это касается как работы с сайтами: школьным, сайта закупок zakupki.gov.ru,постоянного размещения различной документации на bus.gov.ru, различных паспортов энергоэффективности и мониторинга заработной платы. Огромное количество заполняемых баз по ЕГЭ и ОГЭ, гигабайты установленных программ и тысячи страниц инструкций к ГИА. Тысячи и тысячи документов, тонны документации закупок на аукционы и всё это было сделано для того, чтобы школа просто работала.
Для меня эти 15 лет прошли в непрерывном цейтноте с заведомо бесполезным результатом, ибо ничего из того что я делал не нужно было на самом деле, но это было необходимо ибо это требовала система.