ЗООМИР и не только о нем

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЗООМИР и не только о нем » РОССИЯ » Заметки бывшего учителя о современных детях.


Заметки бывшего учителя о современных детях.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

ч.1  https://dzen.ru/a/ZkTXd2psjEEa_KhJ
ч.2  https://dzen.ru/a/ZkTh6LT4kjSJIdS2

     Историк Игорь Гусев рассказывает…
Заметки бывшего учителя #1. Любопытное сравнение учеников прошлых и нынешних
      15 мая 2024
Фото - Замечательный 4 а класс со своим классным руководителем И.Н.Гусевым, осень 1987 г.

Я хорошо понимаю, что читателю не очень нужно всё это знать, но мне–то очень нужно рассказать ему об этом. Жан–Жак Руссо

Этот цикл статей был написан и впервые опубликован ещё несколько лет назад. За минувшие годы многое переменилось в моей жизни. Но всё же думается, что тексты эти ещё не устарели окончательно и могут принести немало пользы вдумчивому, неравнодушному читателю...

Я, Игорь Николаевич Гусев, служил в Рижской средней школе № 17 с 1986 по 1994 гг. Преподавал историю, а также обществоведение, психологию и логику (в те годы экспериментально практиковались и такие дисциплины). Был классным руководителем. Ушёл из школы вместе с моими воспитанниками, сопроводив их до окончания выпускного класса.
С тех пор минуло более четверти века… И вот, случилось так, что меня попросили временно заменить в одной из рижских школ захворавшего историка. Так, нежданно–негаданно для себя я вновь погрузился в эту прекрасно–необыкновенную, чудовищно–непутёвую школьную жизнь, со всеми её плюсами и недостатками. У меня появилась редкая возможность сравнить
своих учеников — тех, прошлых, и нынешних, современных. Это было особенно любопытно, тем более, что среди новых учащихся обнаружились отпрыски моих былых воспитанников. Сравнение отцов и детей оказалось чрезвычайно
интересным. Своими впечатлениями я поделился в сети Facebook.

Неожиданно для меня эти заметки вызвали огромный интерес у читателей. Последовало множество отзывов и комментариев. Так появился целый цикл.
Текст изначально был написан в 2018 году, но актуальности своей он практически не потерял. С тех пор кое–что изменилось, но крайне незначительно. В целом же школьные проблемы, затронутые автором, остаются нерешёнными, а зачастую даже усугубляются…

* * *
Говорят, что у хорошего педагога любимчиков не бывает. Ему все дети одинаково противны. Я учитель плохой… Детей очень люблю, и сам, будучи современным папой, искренне пытаюсь понять новое поколение, младое и малознакомое. Сами по себе дети прекрасны! Есть просто умнички и лапочки, со многими, как мне кажется, за несколько месяцев мы искренне подружились. Тронули до глубины души их слёзы на глазах, когда через полгода нашей совместной работы настал срок мне покидать это гостеприимное школьное сообщество. Спасибо, милые мои, я вас помню и люблю… Так есть ли отличие между учениками прошлых лет и нынешним поколением славных оболтусов?

ПЕРВОЕ, что бросается в глаза в современной школе — много тучных детей, особенно девочек. Виной тому, полагаю, не только нездоровое питание, но и те стрессы, в которые дети погружены с момента рождения. Нередко полный
человек набирает лишний вес именно под воздействием постоянного нервного напряжения. Это своеобразная защитная реакция организма. Дети, если сравнивать с прежними поколениями, вообще очень мало развиты физически. Отсутствие подвижных игр. Я ни разу не видел на переменках, чтобы девочки играли в свои извечные девчачьи «скакалочки», «резиночки», а мальчики гоняли мячик. Никаких «казаков–разбойников» и «салочек»! В лучшем случае —
бессмысленная возня и толкотня. Но чаще всего, Его Превосходительство МОБИЛЬНИК! Забывая всё на свете, не видя никого и ничего, дети тычут пальчиком по экрану. Они «играют» на мобильнике по дороге в школу, на перемене, играют на уроке, в туалете, играют по дороге домой. Начало урока
для детей всегда мука — ведь зловредный учитель требует спрятать мобильник с недоигранной игрой! Дети злятся, они раздражены и мало думают об уроке…

ВТОРОЕ. Современные дети очень быстро устают, теряют внимание и концентрацию. Я ещё помню уроки по 45 минут. Но сегодня они длятся 40, и даже этого получается много! Современный ученик уже через 20 минут
практически неработоспособен, он уже не в состоянии следить за речью учителя. Проявляется немотивированная гиперактивность: сам вертится, ёрзает, руки бегают по парте, ребёнок бессмысленно перекладывает карандаши–ручки–линейки с места на место. Вдруг в разгар урока поднимает сумку и начинает шумно копаться в ней, после чего снова ставит её на место. Интересуюсь: «Саша, что ты искал?». Смущённо улыбается, краснеет, пожимает плечами… Он и сам не знает. Таких «Саш» — полкласса.

ТРЕТЬЕ. Современные дети с рождения усваивают массу информации, но вся эта информация, как правило, мало связана с обыденной жизнью и, уж конечно, не имеет отношения к истории. Рассказываю на уроке о крестьянском труде, о подсечно–огневом земледелии. Тут понимаю, что дети вообще не ориентируются, что такое плуг, зачем нужна борона, как сеют и выращивают хлеб! Недоумённо хлопают глазами. В старое время советские дети получали много информации из мультиков. Помните? Кошечки и собачки пекли хлеб, Фока на все руки дока ковал подковы в кузне, персонажи народных сказок из советских мультфильмов много и трудолюбиво работали. В современных
мультиках разнообразные супергерои не работают вообще. Им работать некогда — они «мир спасают»!

ЧЕТВЁРТОЕ. Дети не читают, т. е. совершенно! Вообще!!! Успешное преподавание истории обязательно базируется на тех историко–приключенческих романах, которые подросток «проглотил» к средней школе. Тонко отметил Владимир Высоцкий: «Значит, нужные книги ты в детстве читал!» Сейчас никаких книг не читают…
И вот стою я перед классом, весь такой красивый и самонадеянный, рассказываю об истории Франции XVII века и наивно вопрошаю: «Помните, как д’Артаньян приезжает в Париж?» И вижу огромные недоумённые глаза детей!
Оказывается, из четырёх средних классов, роман «Три мушкетёра» читали лишь ТРИ человека!!! Но я такой старый, что ещё помню, как это произведение читали буквально ВСЕ, потому что не прочитать его считалось позорным и неприличным! Общее правило современной школы: если ученик хорошо и бойко отвечает, если учится успешно, значит — читающий ребёнок. Увы, но таких уникумов прискорбно мало…

ПЯТОЕ. Дети удручающе прагматичны, у них почти полностью отсутствуют романтические порывы. Они мало чем интересуются, кроме того, что относится к их «личному потреблению». У меня есть небольшая коллекция предметов, привезённых из археологических экспедиций. В былые годы, демонстрируя на уроках истории обломки древнегреческих амфор, орудия труда первобытного человека, многотысячелетнюю керамику со следами пальцев давно истлевшего гончара, я с удовольствием наблюдал горящие глаза детей, которые страстно разглядывали все эти археологические чудеса, вырывали их из рук, засыпали меня вопросами… Теперь же попытка предъявить мою коллекцию ученикам проявила у них лишь вежливый интерес (у некоторых!). 30 лет назад это вызывало восторг… Сегодня это им НЕИНТЕРЕСНО! Переданное мною по рядам рубило каменного века многие, даже не рассматривая, передавали дальше.
Я вообще был приучен к особому вниманию моих учеников, привык, что после урока возле учительского стола обязательно собирается стайка любознательных чудаков, засыпающих меня вопросами, доказывающих своё, особое мнение. Сегодня это невозможно. Сразу после звонка все дружно хватают мобильники и, на ходу играя, вылетают в коридор.

ШЕСТОЕ. В каждом классе всегда были диссиденты. Это, как правило, дети–личности, они особые, неординарные. Они могли портить нервы учителю, могли спорить и не соглашаться, отстаивая своё мнение. Таких учеников
вечно ругали, «пытались поставить на место», их родителей нередко вызывали к директору. Но умные учителя таких ребят в душе очень любили. Это были ЛИЧНОСТИ, имеющие своё собственное мнение. В современной школе такой
диссидентствующий типаж также имеется. Только разница в том, что нынешний «оппозиционер» портит тебе нервы и умничает не потому, что «борется за справедливость». Он язвит ПРОСТО «ПО ПРИКОЛУ»! У него нет своего особого, отличного от других мнения.
   Это изначально умный, неординарный ребёнок, с увы… крайне скудным багажом познаний, но с большими амбициями. Спорить ему хочется, только спорить не о чем, знаний не хватает. Поэтому — просто дерзит.

СЕДЬМОЕ. У современных детей крайне низкая мотивация к успешной учёбе. Они вообще НЕ ПОНИМАЮТ, зачем им нужно учиться хорошо? Звучит дико, но это так…
Столкнувшись с этим удивительным явлением, я поставил эксперимент: выложил на парты учебники, задал несколько вопросов и велел ученикам просто НАЙТИ И ВЫПИСАТЬ из книги готовые ответы! В прежние годы мне подобная профанация учебного процесса и в страшном сне бы не приснилась… Эксперимент дал поразительные результаты. Многие ученики НЕ НАШЛИ ответов в указанном мною параграфе. Для них оказалось непосильной работой необходимость прочитать текст и выписать готовые ответы!
  Многие и не пытались этого делать. Их даже не соблазняла хорошая оценка. За десять минут до конца урока мне сдавались листочки с несколькими случайно выхваченными из текста фразами, их же владельцы в ожидании звонка
просто сидели, украдкой под партами играя на мобильных телефонах. Я пытался исследовать этот феномен. Складывается впечатление, что у многих детей прочно укоренился стереотип, что всё в жизни к ним как–то придёт и сложится само собой. Может быть дело в этих стереотипах сознания?
  Присматриваясь к мультяшкам и кинофильмам, которые смотрят наши дети, которые сегодня демонстрируются в кинотеатрах, можно заметить, что многие из них имеют схожую канву. Живёт некий мальчик (девочка) — откровенный лузер и неудачник. Он (она) не обладает никакими особыми способностями, никакими особыми талантами. Он беден, некрасив и одинок. И вдруг неожиданно выясняется, что он (она) ИЗБРАННЫЙ! Он пришёл в это воплощение, чтобы СПАСТИ МИР!
   Невероятным, волшебным образом наш вчерашний неудачник вдруг приобретает особые таланты, способности и становится СУПЕРГЕРОЕМ! Он находит всё: славу, почёт, любовь, дружбу и успех! Заметим, это в старом, «совковом кино» герой, чтобы обрести себя, должен был много трудиться, учиться, преодолевать различные трудности и прежде всего свою собственную лень. В советском мультфильме просто так никому ничего не доставалось. Только через ТРУД и преодоление лени, трусости, эгоизма обыденный персонаж становился Героем. Он не превращался чудом, он делал себя САМ! В современных мультфильмах герой, как правило, приобретает свои способности просто так, по волшебству, или, на худой конец, скушав особую пилюлю (тогда это уже не фэнтези, а научная фантастика).
    Может быть, в этом стереотипе, навязанном современным кинематографом, и скрывается
тот факт, что многие дети просто ждут подарка от судьбы, не желая прикладывать к этому никакого труда?
Некоторые латышские коллеги жаловались мне, что в современных латышских школах дети больше не учатся по причине того, что с малых лет им уже привито стойкое убеждение, что они ЛАТЫШИ — люди высшей касты, сверхчеловеки, имеющие особые права и исключительные возможности по праву своего рождения. Они латыши, их страна Латвия и потому учиться вовсе не обязательно, поскольку им всё и так достанется: хорошая должность,
приличная зарплата, всевозможные привилегии. Тратить драгоценное время на учёбу вовсе не обязательно!

ВОСЬМОЕ. Современные дети очень любят «качать права», ведь их с первого класса старательно знакомят с «правами ребёнка». Так и вопят: «Вы нарушаете МОИ права!». Если бы они так же хорошо помнили и о своих обязанностях…

ДЕВЯТОЕ. Я был потрясён практически полным отсутствием брезгливости у своих теперешних учеников. Они спокойно сидят и лежат прямо на полу в коридоре и на лестнице. Возвращаясь с урока физкультуры, они кладут без
особого пакета свои грязные кроссовки прямо в сумку, вперемешку с учебниками и тетрадями. Они роняют печенюшки на пол, а затем поднимают их и спокойно едят… Впрочем, возможно, это общеевропейские тенденции, а я —
старый замшелый консерватор. В Европе я насмотрелся на приличного вида девушек, мирно отдыхающих на полу общественного туалета (туалет унисекс), на бодрых французов, преспокойно кладущих свежекупленный багет на сиденье
автомобиля или общественную скамейку. Видел щеголеватого немца, уронившего сигарету на мостовую, который поднял и невозмутимо прикурил её… Может, так и надо. Ну её, эту брезгливость…

И наконец, ДЕСЯТОЕ… Я всегда пытался пробудить у своих учеников стремление к Высокому духовному идеалу, воспитать уважение к духовным ценностям нашего несовершенного мира. Мне кажется, что у каждого нормального человека должна быть в жизни Высокая Мечта.
Во время моей недавней школьной практики дети делились своими мыслями. Они были разными, но горько тронули меня слова одного мальчугана из 6–го класса, который печально произнёс: «Я мечтаю учиться на родном языке…» Такая вот, Высокая Мечта в условиях полного перевода всего образования в Латвии исключительно на язык латышский.

В заключение хочу заметить, что вовсе не критикую НАШИХ детей. Не их вина, но их беда, что вынуждены они вступать в жизнь в это непростое, недоброе время. И особая роль, и высокая задача родителей в том, чтобы всеми силами помогать им. Даже сейчас дайте мне нормальный учебник, нормальную, продуманную учебную программу и не мешайте работать, уверен, что с этими детьми можно творить чудеса! Да только кто же даст…

Фото - Игорь Николаевич Гусев. Убеждённый идеалист, дипломированный историк, практический режиссёр, неравнодушный публицист.

2

ч.2  https://dzen.ru/a/ZkTh6LT4kjSJIdS2
         Историк Игорь Гусев рассказывает…
Заметки бывшего учителя #2. Поучительные особенности видов образования
        15 мая 2024
   Фото- Школьная экскурсия в г.Калининград, 1991 г.
Тогда, после первой публикации в 2018 году, совсем не думал я, что рассуждения об отличиях между прежними школьниками и современными детьми вызовут столь неистовый интерес. В большинстве случаев мои заметки хвалили. Но были и сердитые замечания. Так, некто Eugene Lurie чётко поставил автору неутешительный диагноз: «Моральная старость и профессиональная непригодность», а рассуждения Гусева есть «старческое брюзжание». Этот
достойный господин, вероятно, выражая мнение многих обиженных, заявлял, что «не держал бы на работе учителя, который не может привлечь внимание детей». Ну да, ну да, очевидно, мне следовало проявить «креативное
мышление» и последовать примеру одной молодой бельгийской учительницы, которая, дабы подростки проявили горячий интерес к её уроку анатомии, надела на своё красивое тело обтягивающее трико с изображением мышц
и забралась, приплясывая, на учительский стол. Говорят, урок имел ошеломляющий успех! А я–то, старый дурак, и не догадался…

Каюсь, мне нечего ответить на такие, например, обвинения: «Создаётся впечатление (по жизни), что современные учителя вообще не умеют находить подход к ученикам, или просто не хотят…», или «это ж надо написать столько букв, чтоб расписаться в собственной профнепригодности».

Крыть нечем… Дайте профнепригодному педагогу Гусеву револьвер с одним патроном! Самое тут любопытное, что яростно критикуют меня те, кто сами в школе никогда не работали и к педагогике никакого отношения не имеют. Но, как теперь принято, достойные «диванные эксперты» (многие из которых годятся мне в сыновья и дочки), нагло хамят и высокомерно поучают.

Ещё раз напоминаю: я служил в Рижской средней школе № 17 с 1986 по 1994 гг. В начале 2000–х преподавал историю в частной школе. Никогда не терял связи со школьной жизнью, постоянно вращаюсь в учительской среде, в которой есть и друзья, и родственники. За все эти годы я стал участником бесчисленных учительских посиделок, неформальных разговоров с представителями школьной администрации и технического персонала. Люди любят изливать
душу внимательному собеседнику, и я пропитался этими разговорами до такой степени, что из меня аж каплет и сочится! А сколько криков израненных учительских душ звенит в моих ушах погребальным звоном по современной
школе! Вам, милые, и не передать… Кроме того, будучи родителем, сполна вкусил школьных проблем, так сказать, с другого боку. Всё вместе даёт мне серьёзные основания полагать, что в проблемах современной школы я немножко разбираюсь.

Розовощёкие диванные эльфы, не ведающие, как пахнет школьный кабинет после шестого урока, не пытайтесь спорить о вкусе кокосов с человеком, который их ел много лет!
Жан–Жак Руссо писал: «Моё дело сказать правду, а не заставлять верить в неё!». Правда же такова: современная школа находится в глубочайшем кризисе, который с каждым годом лишь усугубляется. Не в моих силах что–то изменить глобально, но я вполне могу попытаться вскрыть этот покрытый декоративной позолотой гнойник. Позднее поделюсь и некоторыми рекомендациями (для ответственных и разумных родителей).

Мне посчастливилось работать в школе в прекрасное, но недолгое время её расцвета. Дело не только в том, что в конце 80–х гг. учителям вдруг резко повысили зарплату (правда, потом государство спохватилось и всё вернулось
в привычное убогое русло). Главное, что я успел застать и по достоинству оценить — это разные этапы развития системы школьного образования. Сначала — классическая советская школьная система. Потом, когда вдруг настала свобода, учитель мог работать, как душенька пожелает.

Каждый из нас имел возможность почувствовать себя новатором и творцом. Какие только методы я тогда не перепробовал! И систему В.Ф.Шаталова, и опыт Ш.А.Амонашвили, и другие модные в ту пору веяния. Пытался экспериментировать и придумывать что–то своё, личное. Сил тогда было немеряно, работал так, что искры летели. В школе дневал и ночевал, во внеурочное время таскал детей по экскурсиям и походам (в том числе с ночёвкой в палатках). А потом зазвенели звоночки, закрутились гаечки, и после 1992 года стало очевидно, что вся эта временная «школьная свобода» заканчивается. И потому, предчувствуя наступление мрачных времён, я счёл за благо покинуть школу, хотя ощущал себя там, как рыба в воде, и ничего лучшего для себя не желал. Но хотя теперь я в школе не работаю, оставляю за собой право размышлять и делать выводы.

НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ НЕ СУЩЕСТВУЕТ НИ ОДНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И МЕТОДИКИ, ПОЛНОСТЬЮ ЛИШЁННОЙ НЕДОСТАТКОВ!
Даже самые распрекрасные методы обучения, как правило, лишены универсальности, поскольку базируются они на личных индивидуальных качествах того учителя–новатора, что её разработал и создал. Это как система рукопашного боя А.А.Кадочникова, о которой в своё время много писали. Прекрасная система, и создатель её — человек достойнейший, но массового распространения она никогда не получит, несмотря на все попытки широко её внедрять. Причина в том, что эта система рукопашного боя слишком специфична и неразрывно связана с индивидуальными особенностями её уважаемого создателя.

А теперь попрошу моих почтенных оппонентов заткнуть ушки, поскольку им это не понравится… Из всего того, что я видел и сам лично перепробовал, о чём я слышал и что изучал, самой эффективной и действенной является КЛАССИЧЕСКАЯ СОВЕТСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ. Её эффективность в том, что это именно СИСТЕМА, проверенная временем.

В своё время я был издателем и редактором журнала практических единоборств «Кумитэ». На фото члены Латвийской делегации на фестивале боевых искусств в Южной Корее (2000 г.). Слева направо: И.Н.Гусев и А.Е.Гавриков.
Когда молодой Наполеон вторгся в Египет, его кавалеристы столкнулись с блестящей конницей мамлюков, которую они разгромили в пух и прах. Каждый воин–мамлюк виртуозно владел саблей, ловко джигитовал и лихо стрелял
на полном скаку. Французский солдат обучался двум–трём незатейливым ударам саблей и твёрдо усваивал навык держать в бою строй. Однако этого оказалось вполне достаточно, чтобы великолепные египетские наездники потерпели сокрушительное поражение. Точно так же, в более древнюю
эпоху римские легионы за счёт своей организованности последовательно громили полчища свирепых галлов, непобедимых в одиночном поединке. В старое время русские матросы своей знаменитой «кулачной стенкой» неизменно вышибали конкурентов из портовых кабаков и притонов,
перед ними пасовали даже сильные своим индивидуальным боксом англичане. ОРГАНИЗОВАННАЯ СИСТЕМА ВСЕГДА ОДЕРЖИВАЕТ ВЕРХ НАД ИНДИВИДУАЛЬНЫМ МАСТЕРСТВОМ.

Я бесконечно далёк от того, чтобы абсолютно идеализировать советскую систему образования. Где и в чём, дорогие коллеги, вы вообще видели что–то идеальное в нашей жизни?! И на Солнце есть пятна… Конечно, у Советской системы образования имелись недостатки, и притом серьёзнейшие! Многие тут начнут возмущённо вопить: «Советское время ужасно! Вот у меня в школе учителя были — такие идиоты!!!» Согласен. Были. И немало. А что, сейчас, в нашей нынешней безмерно счастливой жизни, идиотов нет, причём на самых высоких постах?

О человеке и явлении судят не по его словам, но по конкретным делам и свершениям. Главное достоинство СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ заключалось в том, что она полностью доказала свою эффективность
и жизнеспособность.

Напомню. К 1921 г. на основной территории Советского государства гражданская война в целом закончилась. Страна лежала в разрухе, образованный слой населения истончился до крайности, кто–то погиб, кто–то эмигрировал за границу. Катастрофически не хватало специалистов во всех без исключения областях. Многомиллионное крестьянское население, в своём подавляющем большинстве, абсолютно БЕЗГРАМОТНО. То есть не умело читать и писать вообще…

За 20 лет, за несчастные ДВАДЦАТЬ ЛЕТ (!!!), была не только ликвидирована массовая безграмотность как явление. Было выращено поколение молодых прекрасно образованных людей, которые в кратчайшие сроки обеспечили
научно–технический переворот в отсталой, аграрной, дотла разорённой стране. Дети неграмотных крестьян становились врачами, инженерами–конструкторами, учёными, преподавателями ВУЗов!

В 1961 году, через 16 лет (ШЕСТНАДЦАТЬ ЛЕТ!!!) после окончания чудовищной войны, превратившей в руины полстраны, деревенский мальчишка, учившийся в сельской школе Юрий Гагарин, ПЕРВЫМ В МИРЕ взмыл в космос.

Советский Союз стал самой читающей страной, и живы ещё те, кто помнит, как печатались книги миллионными тиражами, и этих книг тотально не хватало. Это результат успешной работы СОВЕТСКОЙ ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, потому как никакой другой тогда у нас просто не было. И после этого, господа, вы с презрительной усмешкой талдычите, что «при совке» всё было плохо и образование находилось ниже всякой критики? Да побойтесь вы Бога…

Сила советской системы образования заключалась в том, что она изначально разрабатывалась для того, чтобы даже самый малограмотный, самый неразвитый и отсталый (в силу разных обстоятельств) человек мог обучиться.

  Эта система была общей, единой и, переходя из школы в школу, переезжая из одного города в другой, ученик безболезненно включался в эту систему, продолжая своё обучение в новом для него учебном заведении. Эта система постоянно совершенствовалась. Работали специальные научно–исследовательские центры, разрабатывались и проверялись новые методики обучения. Лучшие методисты страны обменивались опытом. Прежде чем новые
рекомендации, новые учебники массово поступали в школы, их опробовали в качестве экспериментальных пособий. Учителя со всей страны присылали свои замечания, они обсуждались на страницах прессы. Вносились изменения и поправки. Ляпы и неточности в учебниках были исключены. Да, конечно, в силу условий и обстоятельств времени учебные пособия сверх меры политизировались. Насаждавшийся повсеместно марксистский классовый подход резал глаз и нередко раздражал.
   Самого К.Маркса лично я терпеть не могу по ряду причин! Но, в целом, старые советские методические пособия для преподавателей истории до сих пор полезны, поскольку они логичны, продуманны и проверены временем. Проблема в том, что учителя не всегда оказывались на высоте, о чём
с таким удовольствием напоминают нам либерально настроенные публицисты. Да, были среди педагогов и глупцы, и самодуры, и прочие носители иных человеческих несовершенств. Так же, как среди детей встречались не только
неоценённые «при совке» юные гении, которые, постарев, сегодня так любят вспоминать о своём загубленном Советской властью детстве, но и юные подонки, которых никто не был способен исправить… Школа — это всегда срез общества, это его зеркало. Так что нечего на зеркало пенять, коли рожа крива!

    Кружок моделирования в СССР, фото 70–х гг.
Бывает, что в доме заводятся тараканы. С ними можно бороться по–разному. Можно потравить зловредных насекомых, а можно просто спалить дом. После 1991 года реформаторы от образования выбрали второй путь, как более быстрый и прогрессивный. Причём реформы стали продвигать в основном те, кто сам в школе не работал ни единого дня и к реальным школьникам никогда не имел никакого отношения. Все насильственно вводимые «новые методы»
и «оригинальное новаторство», являлись, по сути, лишь пустым оригинальничанием и способом самоутверждения «реформаторов».

Методическое пособие для учителей. Изд. 3–е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1978. Разработано Академией педагогических наук СССР, Научно–исследовательским институтом содержания и методов обучения. Рекомендовано Министерством просвещения СССР. Обратите внимание! Не «образования», но ПРОСВЕЩЕНИЯ. Интересный смысловой нюанс.
Чиновникам из министерства образования требовалось обосновать своё существование, и потому реформы сыпались, как из мешка, и никто не задавался целью проанализировать их результаты. Бездумно переносился на нашу почву «прогрессивный западный опыт», опять же без критического анализа его плюсов и минусов. Критерий был и есть один — сделать так, чтобы было не как «при совке». Все, кто противился этому, немедленно зачислялись в стан «ретроградов и консерваторов», или, того страшнее, лиц с «просоветским мышлением». Мы ещё поговорим в дальнейшем о некоторых новых идеях, внедряемых в современную школу под видом «прогрессивных методик».

Уже определённо можно сказать, что современная школа погрузилась в инфернальный мрак… Фигурально говоря, силы тьмы захватили систему образования и машут, хихикая, нам лапкой.

По роду своей деятельности, проводя экскурсии и читая лекции, я довольно часто общался с детскими делегациями из разных стран. Самое приятное впечатление производят дети из республики Беларусь: они много знают, легко отвечают на каверзные вопросы, очень любознательны. Почему? Да потому, что, в отличие от Латвии, реформы образования там пока не проводятся с таким бездумным сатанинским рвением, как у нас!

Отвечу на самый распространённый вопрос: «Сравнивая детей современных и детей конца 80–х гг., нашли ли Вы позитивные качества, выгодно отличающие современных детей от их родителей?» Да, одно положительное качество,
несомненно, проявляется. Современные дети гораздо лучше знают иностранные языки и прежде всего английский.
[b]При этом, они гораздо хуже прежнего владеют родным русским языком. Словарный запас скуден, умение формулировать оттенки смысла очень низкое… Послать смайлик новому поколению гораздо проще, чем попытаться грамотно сформулировать словами эмоциональное состояние, мысль или чувство.[/b]
Часть первая

P. S. Академия педагогических наук СССР (АПН СССР), высшее научное учреждение, объединяющее наиболее выдающихся учёных в области педагогических наук, а также видных деятелей народного образования. Создана в августе 1966 г. в результате преобразования Академии педагогических наук РСФСР, существовавшей в 1943—66 гг. АПН СССР имела своей целью развитие и осуществление исследований по ведущим направлениям педагогики,
психологии, возрастной физиологии и др. наук, разрабатывающих вопросы воспитания и обучения подрастающих поколений; выявление новых возможностей в совершенствовании образования, воспитания и обучения, подготовку научных и практических рекомендаций для использования их в системе народного образования; разработку проблем совершенствования системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров; координацию исследований, ведущихся в СССР в области педагогических
наук, и содействие развитию педагогических наук во всех союзных республиках; содействие распространению педагогических знаний в народе.

В составе Академии в 1990 году было 69 действительных членов и 78 член–корреспондентов.

Были организованы отделения:
— методологии, теории и истории педагогики;
— общего и профессионального образования;
— психологии, возрастной физиологии и дефектологии;
— философии, социологии, образования и культуры.
В состав Академии входило 20 научно–исследовательских институтов (часть из них с филиалами) в Москве, Ленинграде, Казани, Иркутске, Ташкенте, Алма–Ате, Томске.

Они занимались проблемами общей педагогики; общей и педагогической психологии; физиологии детей и подростков; дошкольного воспитания; общих проблем воспитания; содержания и методов обучения; школьного оборудования и технических средств обучения; художественного воспитания; трудового обучения и профессиональной ориентации; преподавания русского языка в национальной школе; общего образования взрослых; дефектологии.

В ведении академии находилось 17 экспериментальных учебных заведений (свыше 11 тыс. учащихся и около 1 000 учителей). По планам Академии педагогических наук работало около 700 учителей–экспериментаторов и свыше
1 000 базовых школ. При Академии педагогических наук был создан Всесоюзный институт переподготовки и повышения квалификации научно–педагогических и руководящих кадров народного образования.

При Академии педагогических наук работали:
Государственная научно–педагогическая библиотека им. К.Д.Ушинского, функционировавшая как научно–практический центр педагогической информации, Всесоюзная заочная математическая школа, научный архив и
Художественно–педагогический музей игрушки (г.Загорск).

Печатными органами АПН СССР являлись журналы:
«Советская педагогика» (с 1937), «Вопросы психологии» (с 1955), «Семья и школа» (с 1946), «Русский язык в национальной школе» (с 1957), «Дефектология» (с 1969).

Академия педагогических наук СССР активно участвовала в планировании научно–исследовательской работы в области педагогических наук; оказывала помощь НИИ–педагогики (школ) союзных республик и кафедрам педагогики и психологии в организации исследований, а также во внедрении их результатов в практику учебно–воспитательной работы учреждений народного образования; привлекала к педагогическим исследованиям практических работников школ, вузов и других учебно–воспитательных учреждений; согласовывала тематику диссертаций на соискание учёной степени доктора педагогических (психологических) наук и т. д.
Академия педагогических наук присуждала премии академии, в том числе им.Н.К.Крупской (с 1969) и им.К.Д.Ушинского (с 1946). Академия педагогических
наук регулярно организовывала Всесоюзные педагогические чтения и конкурсы учительских докладов.

Академия активно поддерживала связи с зарубежными научно–педагогическими учреждениями (в 1990 году — из 96 государств мира). Учёные академии участвовали в деятельности международных организаций: ЮНЕСКО, Международного бюро просвещения, Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы и др.

— Вечно ты, мама, путаешься под ногами… Рисунок худ. Е.Шукаева, 1976 г.
Конечно и в советское время имелись немалые проблемы с должным воспитанием подрастающего поколения...


Вы здесь » ЗООМИР и не только о нем » РОССИЯ » Заметки бывшего учителя о современных детях.