https://dzen.ru/a/ZpkxSaK9SiYV9woM
Просто Училка
"Молчание ягнят". Учителя с тревогой отмечают, что младшие школьники совсем разучились говорить
19 июля 2024
Так и не научившись.
Не первый раз поднимаю тему.
***
– На картинке нарисовано... Нарисовано на картинке... Ну, Витя! Давай сам! На картинке нарисовано...
– Солнце!
– Полностью повтори предложение, пожалуйста!
– ...
– На картинке... На картинке нарисовано...
– Солнце!
Крик души знакомой учительницы начальных классов. Судорожно вздыхая рассказывает, как проходит обычный урок в начальной школе.
"Пять лет назад, у меня всё записано! Пять лет назад у меня не говорили 10 человек из 23. В этом году я выпустила класс – вообще кошмар. "Молчание ягнят" мы назвали этот класс с коллегами.
Четверо говорящих. Остальные молчат! Даже когда к доске вызываешь, клещами из них тянешь каждое слово. Каждое слово! Клещами!
Такое ощущение, что с ними никто дома не разговаривает! Вообще!
С письменным видом деятельности ещё более-менее справляются. Тесты хорошо получаются, контрольные пишем худо-бедно, но как у доски пересказывать, или стихотворение рассказать, или рассуждение к задаче выполнить – это ужас. Ужас!
Их максимум – закончить предложение, начатое не ими. Самим составить предложение и целиком его произнести, чтобы от начала до конца..."
Знакомая переходит на беспомощное чириканье, которое не поддаётся переводу. Одни эмоции.
Учительница не справляется? Да ничего подобного! Отлично она справляется!Уже не один десяток лет она прекрасно и качественно трудится, но она не сможет добиться результата, потому что у неё мало времени.
"В смысле, мало?!" – охнули критики, приготовясь терзать клавиатуру и нервы автора канала, репетитора.
А вы погодите гневаться. Давайте посчитаем, сколько времени ребёнок в школе занимается говорением:
Нечего тут считать. От силы пятнадцать минут за школьный день на уроках. В лучшем случае, двадцать.
Примечание: я отталкивалась не от собственного опыта, а от слов коллег. Вы, в свою очередь, можете привести действительные подсчёты и или убедиться в моей правоте, или доказать обратное.
Должна ли школа научить ребёнка говорить? Определённо нет. Это задача родителей и окружения. В школе учителя развивают речь. Улучшают, обогащают, наращивают.
Если же до школы ребёнка не научили говорить, то что учителю, простите, развивать и улучшать? Бе-ме?
Ответьте себе на несколько вопросов:
Вы разговариваете с ребёнком более 60 минут в день? (Разговаривать, значит, вы говорите и он говорит. Не односложно, "да, поел, поспал, сделал, успел, тройка, не знаю", а полными, желательно, распространёнными предложениями. Желаемый ответ на вопрос "Что ты ел, когда вернулся из школы?":
"Я вернулся домой в три часа усталый. Открыл холодильник, достал оттуда вчерашний борщ. Подумал, что уже три дня его ел. Перехотел и не стал. Попросил у бабушки пельменей, когда она вернулась с работы. Той было лень варить. Тогда мы посоветовались и заказали пиццу. Не обижайся, борщ очень хороший. Был. Его папа доел, потому что ему пиццы не хватило".
(Примерно так выглядит хорошая речь ученика 8-10 лет.)
Играете ли вы с ребёнком начальной школы в речевые игры типа "Да и нет не говорите, чёрное-белое не берите", "Я знаю пять имён девочек" и т. д.
Смотрите ли вы вместе фильмы/мультфильмы? Читаете ли вы вместе одну и ту же книгу? Играете ли вы в одну и ту же компьютерную игру?
(Совместные действия порождают беседу, дискуссию, диспут.)
Обмениваетесь ли вы голосовыми сообщениями в мессенджерах?
Как вы пополняете словарный запас ребёнка?
Читает ли ваш младший школьник 30 минут в день каждый день?
Хотя бы на эти пять вопросов ответьте, пожалуйста. А главное, на последние два пункта обратите внимание.
***
Плохая речь сказывается не только на таких предметах, как русский язык и чтение. Пострадают все предметы.
Я, как всегда, о любимой математике.
Часто бывает, что примеры мы решаем хорошо, а вот с задачами у нас затык. Почему? Да потому, что в задачах требуется рассуждать, а рассуждение без речи не генерируется. Рассуждение берётся из примера (когда рассуждаете вы) и из проговаривания, обязательно вслух. Сами понимаете, нет говорения – нет рассуждения. Значит, нет решения задачи.
Да не только в математике дело. Пока ещё речь – важнейший из элементов коммуникации. Правда в последнее время она приобретает электронный характер (сообщения, набранные на клавиатуре компьютера, телефона планшета).
Однако какое-то время устная речь ещё будет влиять на итоговые отметки.
Методика пока не поменялась. Подстраиваемся под старую методику с новыми гаджетами.
Поэтому идите и поговорите. Поговорите с ребёнком. Гаджеты подождут.