https://dzen.ru/a/ZrCi86c7tntU5sGJ
Катастрофа в Карелии. Что на самом деле произошло на Шаваньской плотине.
4 августа 2024
Буквально два месяца назад я написал статью о техногенной аварии в Тушино между шлюзами 7 и 8. Там я прогнозировал катастрофические последствия при дальнейшем халатном отношении к водному Каналу и Гидроузлам, особенно при новых рукож...ых реконструкциях.
Техногенная авария с водой в Москве. Наступит ли водный коллапс?
Забытые моряки
28 мая
И некоторые писали - вы мол украинские диверсанты сеете здесь фейки и панику,
Фото - Техногенная авария возле восьмого шлюза в Москве.
но ровно через два месяца после выхода статьи катастрофа разразилась на младшем брате нашего Канала - Беломор-Балтийском Канале (далее ББК). И там проблема именно в рукож,...ых реконструкторах, та же проблема, что и в Тушино, но вот последствия куда более серьёзные. Что произошло на самом деле (а об этом помалкивают) и почему, и кто виноват нужно разобраться, но начать нужно с истории.
Итак. Основную часть воды в столицу даёт река Волга через Канал имени Москвы. Строился он с 1932 по 1937 годы, а основной ударной силой строительства были те, кто несколькими годами ранее построил Беломор - товарищ Фирин и карельские каналоармейцы.
Фото - Товарищ Фирин в центре.
И тут речь не только о строительном опыте, но и о технологиях того времени, которые были воплощены на ББК и перенесены на московский Канал.
ББК имеет в своём центре водораздельные накопительные водохранилища, вода которых по лестнице из шлюзов опускается в Онежское озеро с южной стороны, а с северной до Белого моря. А в целом по системе рукотворных каналов внутри России вполне можно дойти на яхте из Чёрного моря в то самое Белое. Такая Чёрно-Белая малая кругосветка.
Фото - Шаваньская плотина или плотина № 23.
Фото- Шаваньская плотина
Авария произошла в одном из самых живописных мест ББК - на Шаваньской плотине (техническим языком плотина № 23), которая является единственной в мире деревянной плотиной такого масштаба (каменно-деревянной - так правильней) и, на секундочку, с 2019 годя входила в список объектов культурного наследия, правда, совсем недолго. Она держала огромнейший напор воды, перепад до восьми метров. По фото выше вы можете представить какой массив воды накрыл посёлок лежащий ниже.
Фото - Бывшая Шаваньская плотина
Сейчас нам не сообщают подробности этого техногенного потопа, туманят обстоятельства, а если и говорят, то только, что прорвало эту плотину. Но всё дело в том, что на момент прорыва её не было - плотину уничтожили за несколько месяцев до аварии. А я напомню, что она являлась нашим культурным наследием.
Фото - Шаваньская плотина за несколько месяцев до катастрофы
Стройка ББК и той же Шаваньской плотины - это отдельная большая тема. Грандиозный советский проект с обилием идеологических моментов во имя темпов стройки. Именно здесь, на Беломоре зародилось ударничество, то самое соц.соревнование с переходящим Красным знаменем и прочими атрибутами, которые мы ещё помним из советского прошлого.
Фото - Ударник ББК
Фото - Агитация на плотине № 23
И, к сожалению, с массой погибших каналоармейцев - так называли строителей Канала.
Здесь начинали свой путь многие канальские поэты и художники, которые потом воспевали московский Канал. Постройка ББК была прорывом молодого советского государства. Строил Шаваньскую плотину человек легендарный и хорошо мне известный - Аркадий Кочегаров. После этой плотины, осенью 1932 года, его направили в Москву, в моё родное Нагатино, где он не только построил преогромный Перервинский гидроузел, но и был участником легендарной встречи со Сталиным, когда тот приезжал в Нагатино, это интересная, но длительная история, о которой я расскажу, но не в этот раз.
Фото - Сталин в Нагатино, на шлюзе № 10. Кочегаров стоит спиной.
Возглавляло стройку ОГПУ и за качество здесь отвечали головой, а работы принимал лично Сталин, который прошёл по всему Каналу и остался доволен, за исключением размеров Канала - дело в том, что весной того же 1933 года по секретному приказу наш Балтийский флот по ББК начал перебазироваться в сторону Северного Ледовитого океана и возникли серьёзные трудности из-за размеров Канала, оттого Сталин намотав себе это обстоятельство на ус приказал уже строящийся московский Канал увеличить на треть.
Фото - Сталин на ББК
А ниже фото со строительства ББК, 1932 год.
Фото - Шаваньская плотина 1932 год.
Фото - Шаваньская плотина.
Обратите внимание на лозунг - "За Темпы За Качество За Канал". Это про то самое качество - плотина сделана так, что могла простоять ещё лет 300 - огромный каменный массив, который держит лиственница, а лиственница - это дерево, которое не гниёт, а в воде лишь крепнет и служит дольше и надёжнее бетона со сталью. ЗАЧЕМ БЫЛО ЭТО РЕКОНСТРУИРОВАТЬ???
Посмотрите ниже два фото - на первом 1932 год,
на втором 2024 год и при том зима. То есть плотина уже была уничтожена ещё зимой и стихии разрушать уже было нечего.
Так почему же произошла катастрофа и в каком месте был прорыв. Вот этот вопрос очень интересный, но объёмный, поэтому я его поместил во вторую часть статьи, ссылка на неё ниже.
Отредактировано Zlata (06-08-2024 00:46:07)