https://dzen.ru/a/aGOnjn45ZTw0A1Vv
Концептуал
Молчание – не золото: почему наши дети разучились говорить и как спасти «поколение молчунов» с помощью проверенных советских методик
2 июля 2025
            Оглавление
   Поколение Z: молчание ягнят или безмолвный крик о помощи
   Советская логопедия: забытое старое сокровище и новый спасательный круг
   Книги, которые творят чудеса: краткий обзор советских логопедических пособий

Пару лет назад Министерство здравоохранения РФ опубликовало доклад, в котором содержались катастрофические цифры: по сравнению с началом XXI века на сегодняшний день количество детей с задержкой речевого развития выросло на 30%!

Собственно, этот доклад можно было даже и не вспоминать ― и без него родительские группы и форумы в соцсетях наводнены постами отчаявшихся мам:

― Доченьке три года, а она даже не может повторить за мной: «Дай, мама!»

― Ребёнку пять, а говорит хуже двухлетки!

― Нам скоро в школу, а сын двух слов связать не может!

― Школьный логопед отказывается заниматься — нет мест!

― Нам в садике сказали, что раз молчит, значит у неё психические отклонения!

… Проблема речевых нарушений у современных детей стремительно приобретает масштабы эпидемии…

В этой статье мы постараемся не искать виноватых. Спокойно разберёмся в причинах речевых проблем и попробуем увидеть эффективные пути их решения.

Эти самые решения, кстати, на самом деле давно уже были найдены во времена СССР, но по какой-то неизведанной причине преданы современными логопедами забвению.

Поколение Z: молчание ягнят или безмолвный крик о помощи
Давайте называть вещи своими именами: современные дети ― другие.

Они растут в мире гаджетов, клипового мышления и тотального дефицита нормального человеческого общения. Что получает современный малыш от окружающего мира:

  Вместо задушевных разговоров с родителями – розовые пони «на смартфоне».
  Вместо детской площадки – виртуальные симуляторы.
  Лавину цифровой информации, которую неразвитый пока что мозг ребёнка просто не в состоянии переварить.
  Добавьте к этому участившиеся у детей неврологические заболевания, родовые травмы, повальный «синдром уставшего взрослого» у родителей…
  В итоге ― закономерный результат: ребёнок, который общается с родителями 25 минут за завтраком и 20 минут перед сном, а всё остальное время «залипает» в телефоне, просто не в состоянии правильно и грамотно говорить.

Такие дети даже в 5-7 лет с трудом формулируют свои мысли, путают звуки, заикаются, начинают захлебываться и задыхаться. А то и вовсе молчат.

И это не преувеличение ― официально доказанные причины задержки речевого развития у детей:

По данным Росстата 68% родителей общаются с детьми менее 30 минут в день.
Исследования Института возрастной физиологии РАО (2022) подтверждают: у детей, проводящих более 2 часов в день с планшетом, словарный запас на 40% беднее сверстников.
А ведь речь – это не просто набор звуков. Это инструмент мышления, познания мира, социализации. Ребёнок, который не может внятно выразить свои мысли и чувства, обречён в дальнейшем на неизбежные трудности в учёбе, общении, профессиональной, творческой и личностной самореализации.

Советская логопедия: забытое старое сокровище и новый спасательный круг
В СССР бесплатный профессиональный логопед (не переученный на скороспелых онлайн-курсах физрук или воспитатель!) был в каждой поликлинике и школе.

Сегодня же, по данным Общероссийского профсоюза образования, на 10 000 учеников приходится всего лишь 1,5 ставки логопеда.

Как следствие, очередь на бесплатные занятия растягивается на годы, а частные специалисты берут от 2000 до 7000 рублей за одно посещение.

До 1917 года исправление речи тоже было исключительно привилегией богатых. Но в 1927 году все изменилось: приказом Наркомпроса при школах были созданы логопедические классы, а учителей массово обучали на курсах по развитию и воспитанию грамотной речи у школьников.

В итоге к 1950-м в СССР была создана мощная система, основанная на глубоком понимании механизмов развития речи, на многолетнем опыте работы с детьми.

Система, где каждому ребёнку были доступны:

   школы для заикающихся, которые работали по методике талантливого советского дефектолога, профессора кафедры логопедии Института детства МПГУ Елены Юрьевны Рау,
   логопедические детсады, где даже игры с куклами превращались в артикуляционные тренировки,
   научные институты вроде НИИ дефектологии, где изучали связь моторики и речи для того, чтобы потом на основе новейших научных знаний разработать и внедрить в работу с детьми самые эффективные методики устранения речевых проблем у детей дошкольного и школьного возраста.
   Именно в те годы были заложены основы отечественной логопедии, которые и сегодня не утратили своей актуальности. Имена таких корифеев, как М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина, Ф.А. Рау, Е.Ф. Рау, В.А. Ковшиков, должны быть известны каждому родителю, которому важно знать причины речевых нарушений у ребёнка и эффективные методы их исправления.

Книги, которые творят чудеса: краткий обзор советских логопедических пособий
Чтобы понять всю ценность советских научных изысканий в области логопедии и дефектологии, заглянем в её «золотой фонд» и кратко пробежимся по перечню книг, которые помогли тысячам детей обрести дар речи.

Эти книги – не просто сборники упражнений. Это живые инструменты, которые можно и нужно использовать сегодня.

Е.Ф. Рау, «Логопедия» (1969)
Фундаментальный труд ― настоящая «библия» для специалистов-логопедов, воспитателей и родителей. В пособии подробно описаны причины и механизмы речевых нарушений, даны простые и работающие методики их коррекции, невероятно эффективные упражнения для развития артикуляции, фонематического слуха, грамматического строя речи.

Да-да, родителям этот академический учебник тоже очень пригодится: простые упражнения вроде «Задуй свечу» (для развития дыхания) или «Часики» (язык вправо-влево) совершенно спокойно можно делать дома. Принесёт не только пользу, но и много радости!

Приобрести книгу можно здесь.

В.И. Городилова, «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста» (1952)
Книга ― просто кладезь практических советов для родителей и воспитателей. Автор уделяет особое внимание формированию правильного звукопроизношения, развитию связной речи, обогащению словарного запаса.

Приобрести книгу можно здесь.

О.С. Ушакова, Е.М. Струнина «Методика развития речи детей дошкольного возраста»
Авторы предлагают комплексный подход к развитию речи, где каждая рекомендация, каждое упражнение комплексно работает сразу над всеми аспектами правильной речи ― одновременно корректируют и улучшают: звукопроизношение, формируют богатый словарный запас, грамматику и навык связной речи.

Приобрести книгу можно здесь.

«Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя детского сада» (под ред. Ф.А. Сохина)
Это пособие – настоящая методическая копилка для воспитателей детских садов. В нём собраны конспекты занятий, игры, упражнения, которые помогают сформировать у ребёнка чёткую, логично выстроенную, эмоционально и интеллектуально богатую грамотную речь.

Приобрести книгу можно здесь.

З.Г. Нелюбова «Книга по исправлению недостатков речи» (1938)
Это пособие содержит уникальные диалоговые игры, которые легко и не нагрузочно для малышей и их родителей помогают исправлять даже самые сложные для коррекции речевые недостатки. Например, гениальная по своей простоте и эффективности воздействия игра «Магазин»: ребёнок «покупает» игрушки, чётко выговаривая: «Дайте мне маШину, пожалуйста».

Приобрести книгу можно здесь.

Почему старые советские методики работают
Специалисты выделяют три главных постулата, на которых держалась и работала советская логопедия. И благодаря которым они прекрасно помогают формированию правильной речи у современных детей.

Акцент на игру
Советские методики не требуют гаджетов. Сбор шишек в парке свободно превращается в ненавязчивую тренировку мелкой моторики и речевого аппарата, а лепка пельменей с бабушкой — упражнением на логическое описание действий.

Системность
В книгах 1950-1980-х годов всегда присутствуют четкие этапы работы над развитием ребёнка: от звукоподражаний («Как гудит паровоз? ― У-у-у!») до составления развернутых рассказов по картинкам.

Доступность
Все старые советские методички создавались не для узкого круга специалистов, а писались так, чтобы ими могли воспользоваться и учителя, и воспитатели, и даже мамы без педагогического и высшего образования.

Вместо эпилога
В 60-х годах прошлого века известный советский психолог и дефектолог, академик АПН СССР Татьяна Александровна Власова писала: «Важно понимать: речь — это не звуки, это мысль, облечённая в звуки». Невозможно обучить ребёнка правильной красивой речи, не занимаясь формированием его когнитивных и интеллектуальных навыков.

Поэтому не ждите, пока современная школа или дорогостоящий специалист «исправит» вашему ребёнку речь. Исправляйте сами: изучите старые забытые учебники советских логопедов, играйте с детьми в «чаепитие с медвежонком» и в «весёлых паровозиков».

И помните: даже 15-30 минут ежедневного живого и грамотного диалога с мамой, папой, бабушкой помогут куда лучше любого, самого дорогостоящего доктора.