И фотографии...
https://dzen.ru/a/Zw4BVEKBA0wjfpn4
Путей всегда несколько
Неожиданно. Двое хантов с ружьями и ротвейлер.
14 октября 2024
Однажды из за Дана у меня произошел серьёзный конфликт с хантами.
Люди пишут в комментах - где ты себе такие проблемы находишь? Всё просто - мы живём в очень интересном месте. В ХМАО. У вас в лесах далеко от цивилизации живут люди? Вот так, чтобы к ним прямо в дебри не добраться?
У нас живут.
Вернее мы живём на их земле.
И очень многое у них не так как у нас.
Завёл ты себе в городе собаку? Это гемор для тебя и твоих соседей.
Оказывается в дикой природе привозные собаки - серьёзная проблема для аборигенных народов и оленеводства.
Расскажу историю, произошедшую с нами, в двух вариантах.
Цивилизованно-пацанский - т.е. взгляд на события обычного городского жителя, избалованного преимуществами цивилизации и другой взгляд, научно-обоснованный.
Начну с пацанского.
Мы не замечаем, но проживая в любой местности, мы ведём себя как хозяева, которым всё позволено, не задумываясь о последствиях.
Выше в этом разделе я выкладывал материал про хантов, что живут в 30 км от города. Ниже пара ссылок на мои заметки о коренных жителях.
https://dzen.ru/a/Y0wDTi1izmt_SFPU?share_to=link
https://dzen.ru/a/Y1urYm8ZUW8HB8AV?share_to=link
В общем, захотелось мне познакомиться с их нравами и культурой поближе, загорелся, всё-таки другое измерение, другая жизнь, другие ценности.
Стал узнавать - как с ними можно контакт наладить, ну а тут случай неожиданно представился познакомиться с коренными жителями поближе. И этому случаю я был не рад…
5 февраля 2012 года мы с Даном отправились погулять на реку. В тайгу хочется, а снега кругом не пролезть можно ходить только по прочищенным дорожкам в городе, где снегоуборочная техника чистит или… в тайгу по бураницам, накатанным снегоходами охотников и хантов.
На фото ниже нормальный уровень снега в тайге в конце февраля. Т.е. я слез со снегоступов, а до земли ножками не достаю))) Снега больше, чем по пояс.
Фото - Уровень снега в тайге в конце февраля.
Выбираем второй вариант - идти в тайгу по бураницам. Уезжаю за город, оставляю машину в поселке на берегу реки, спускаюсь на русло Вать Ёгана и по буранице ухожу по руслу.
Прошли мы километров пять. Тишина звенящая, пасмурно правда, но от ощущения дикости места дух захватывает. Идёшь по льду реки, а под тобой поток шумит. Слышно как река живёт.
Вроде и не по себе от ощущения, что под тобой глубина и течение стремительное, а с другой стороны снегоходы по полтонны весом по льду метровому гоняют, значит нам и подавно можно.
Дошли до определённого места, знаю дальше ещё через полтора км приблизительно, за поворотом реки зимовье хантов (зимнее стойбище). Там рубленные домишки из брёвен, только они от славянских отличаются, ханты там вповалку спят, типа настила над землёй. А хозяйственные постройки на сваях, чтобы зверьё не лазило туда…
В общем, развернулись мы с Жарданом и пошли назад, в сторону города.
Выглянуло Солнышко, вообще здорово стало.
Иду, настроение отличное, улыбаюсь – идиот-идиотом, радуюсь общению с природой. Сзади нас догоняет снегоход с санями на прицепе.
Издали заслышав шум мотора, прошу Дана сойти с бураницы, чтобы пропустить путников.
Дан лёг в снег (а там глубоко, хоть и на русле, по пах мне где-то).
Буран догоняет нас, равняется… останавливается и глушит двигатель.
За рулём хант в национальной одежде, в санях ещё один. Оба с ружьями. Тот что в санях на коленях держит, а у того, что за рулем к двигателю сбоку было приторочено.
Вот краем уха услышал - тот что в санях говорит
- Может не надо?...
Тот, что за рулем был, перебрасывает ногу через сидение
- Что ты здесь гуляешь со своим бульдогом?
А у меня настроение классное
- А ты собаками интересуешься? (не пойму причину их интереса ко мне)
- Мы видели следы твои и собаки возле стойбища, в паре километров
- И что?
Хант берёт левой рукой винтовку
- Застрелю собаку!!!
НИЧЕГО СЕБЕ ПОВОРОТ????????????!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Мне кровь в голову шибанула, понимаю что он не шутит, но с другой стороны…
Взбесился
- Ты перед тем, как предъявлять причину объясни
Он как автомат твердит
- Ты с собакой возле стойбища ходил...
- Ну и что? Я хожу, где хочу.
- Возле стойбища нельзя ходить… слезает с Бурана и перехватывает винтовку наперевес, двумя руками, т.е. одной подствольную коробку держит, а вторую на затвор положил и делает шаг в направлении Жардана.
Тот, что в санях с момента как подъехали винтовку на коленях держал, теперь только вижу, что дулом в нашу сторону…
Они стоят справа от меня. Дан лежит в снегу, я между ним и хантами, но один чуть спереди слева от меня, а второй в санях чуть сзади справа, т.е. я в центре треугольника, если они начнут стрелять один по любому попадёт... Ни фига себе приход?
Теперь до меня доходит случайно услышанное «может не надо?»
Понимаю – тот, что в санях – сомневается.
Буром иду на того, что слез со снегохода…
- Ты, урод… я к тебе что, домой пришел?
- Ты возле стойбища ходил… смотрит зло из подлобья...
С одной стороны понимаю, что если они сейчас шмальнут по мне их даже никто искать не будет – мы в восьми километрах от города в глухой тайге. Никто не увидит и не докажет, им бояться нечего… а с другой – уступить этим неадекватам Жардана? Хозяева тайги, мать их…
Меня ярость распирает, ору на него
Мол если я к тебе домой приду без приглашения, то можешь стрелять хоть по мне, хоть по собаке на поражение, но… я знаю что у вас там стойбище поэтому и не пошел туда. А где мне ходить – ты мне, урод, указывать не будешь. Если хочешь сдохнуть – стреляй в собаку, я тебя рядом положу.
Он от прыти моей сконфузился несколько, начал отмораживаться – ты кто? Сколько лет на севере живёшь? Кого знаешь?
Я уже ором на него – если ты такой мужик – бросай ствол, я вас обоих здесь оставлю, недомерки…
- Ты же мужика из себя корчишь? давай по мужски… а мне ничего не остаётся, только как буром переть, у самого холод по спине – он сейчас на курок нажмёт и откричался я…
...Представьте себе ситуацию - ты с радужным настроением едешь на выходные в лес, вдруг тебе повстречался в лесу человек... который ни с того ни с сего угрожает тебе убийством собаки!!!!
Единственное что он произнёс внятное – что мол у нас олени там…
Только я не понял тогда к чему он оленей приплёл?
Я ему своим телом Жардана перекрыл, а тот в санях сник сидит.
А я уже в раж вошел, говорю
- сейчас не разберёмся, я тебе, козлина, стойбище твоё сожгу вместе с тобой и с оленями…
Он стоит обескураженный.
Говорю
- я вот тайгу вашу люблю, фотографирую реки, озера, оленей ваших (фотоаппарат большой на шее), а ты в меня ствол упираешь?
Бэ-мэ...
он говорит
- Ну в общем если ещё раз тебя у стойбища увижу – застрелю, я тебя предупредил…
А меня от злости аж трясет
- Та стреляй, только не спи теперь, сожгу я твои сараи…
Но говорю что-то скорее от бессилия и чтобы как-то ему досадить.
Вот и поговорили.
Сел он на снегоход
- Я тебя предупредил
- Иди на хер, я тебя услышал.
Дыр-дыр-дыр, завёлся, развернулся и по газам назад, в стойбище.
Я стоял пока они с русла в тайгу не занырнули, а потом сел прямо на месте, всего трясёт.
Дан не понял что произошло. Потому что ханты подъехали спокойные абсолютно, чего я разозлился и орал на них до него не дошло. А им убивать-то дело привычное. Они и не нервничали.
Дошли до машины, с трясущимися от нервного шока и злобы руками поехал в город, узнавать что могу сделать этим хоббитам…
Вот вам часть «пацанская».
Импульсивная и непонятная. Тогда я это воспринял как чистой воды придурь часто пьяных хантов.
Встретился с несколькими охотниками, кто знаю с хантами общается.
Суть сведений, полученных от людей, хорошо знающих местных:
1. В конфликте спиной никогда не поворачивайся – замочат;
2. Почему стрелять не стали и не завалили Дана – непонятно, обычно в таких ситуациях они не думают (читай – просто повезло мне);
3. Они все гужуются родственники по стойбищам друг дружкиным ездят, бухают до поросячьего визга, а потом… то на чужую жену по пьянее тут же полез, то посмотрел неправильно, то ещё что нибудь. Режут друг друга нещадно. От поножовщины все мужики в шрамах страшных. Ну и жгут друг дружкины заимки из мести.
Это была часть сексуально – лирическая))).
По существу вопроса – почему они полезли в бутылку.
Раньше писал, что олени только держатся возле людей, сами уходят и приходят. Фактически в тундре оленеводы кочуют возле полудиких оленей, решают кому жить и давать потомство, а кого схарчить.
Т.е. проводят некую «селекцию», прореживают стада.
А олени у людей защиты ищут от хищников (не понимая, что сами идут к хищникам). От насекомых люди их спасают, окуривают дымом летом, прикармливают.
Но это симбиоз.
Только взаимовыгодное сосуществование. Не понравится что-то оленям, они откочуют куда-то и поминай, как звали.
А это и еда, и одежда.
Весь быт коренных жителей в тайге построен на оленях – средство передвижения, мясо, шкуры, жир и т.д. На фотках я с товарищем в стойбище у хантов.
А что принесли в их земли мы (помимо экологической катастрофы в виде повсеместных разливов нефти)?
Люди заводят себе собак – всяко разных и придури не мало – хоть овчарку возьми, хоть ротвейлера, хоть питбуля, а хоть алабая или кавказца какого, да те же лайки, которым плевать с кем драться – с ротвейлером или с дворней какой? Собаки вырастают до взрослого возраста без воспитания. Становятся не управляемыми и переставая справляться с неуправляемой собакой… народ отвозит их к себе «на работу», на кустовые месторождения. Читай в тайгу. Там они ещё больше дуреют, только подкармливаемые людьми, сбиваются в стаи и начинаю гонять зверьё всякое и…. оленей в том числе.
Олени от такого соседства просто уходят, откочевывают в другие места.
А наши ханты-то не тундровые. Они не кочевники, оседлые.
Оленей они пригоняют себе из тундры.
Если олени от них уходят – считай стойбищу кирдык. Без оленей им не выжить в тайге.
Оказалось это ТА ЕЩЁ проблема. Ханты всё время конфликтуют с нефтяниками из-за бродячих собак, которые оказываются в их родовых угодьях из кустовых месторождений. Нефтяников за то, что быт коренных народов нарушают дрючат не по детски.
А тут мы с Жарданкой к стойбищу прогулялись)))
На первый взгляд они ведут себя, как дикари.
Рассказывали мужики. Провалились на снегоходе под лёд.
На двух снегоходах были с собаками. Тот что сухой, повёз мокрых в ближайшее стойбище хантыйское. Ну и собаки с ними охотничьи. Дома никого. Развели в доме огонь, обогреваются… на улице выстрелы. Бах, бах!!!
Выходят – собаки мертвые, ханты подъехали – сначала собак положили, потом стволы в мужиков упирают – мол что тут делаете??? Те
- Попали под лёд, сдохнем ведь, до города не доехать в тридцатник (-30С). А собак зачем положили, уроды?
- Наши земли. Наши жильё. Вам здесь делать нечего. Валите отсюда.
Потом за этих собак целая война была. Ханты в непонятки уходят – не фиг по нашей родовой земле лазить.
А ведь они по сути правы.
Мы уже разрушили всю их биосферу.
Рыбу раньше весной по ручьям из винтовок били. Представляете размер щук, которые идут на нерест, а их из ружей стреляют?
Ещё в 90-е, когда мы приехали на Север многие в машинах возили под задним стеклом головы щучьи сушенные, которые больше чем милицейская фуражка)))
Наш человек охотится лишь бы охотиться. Бьют птицу без меры, нет боровой мочат тех же кедровок. Зачем? Она как голубь размером и худая?
Им или уходить нужно с мест, где они тысячи лет жили или... их жизненному укладу, культуре пришел конец.
Что не загадят нефтяными пятнами нефтяники вытопчут доморощенные охотники и выловят рыбаки.
Забавно но даже искренне любя природу, я до этого инцидента и пока потом не вник в суть никогда не задумывался, что даже просто болтаясь по тайге такими толпами мы одним своим присутствием разрушаем зыбкое равновесие ИХ природы, которое формировалось тысячи лет.
К моему дому подходит какой-то дебил с собакой и фотоаппаратом, а животные, от которых зависит выживание всей моей семьи... испугавшись даже незнакомого запаха невиданного зверя могут развернуться и уйти навсегда.
И радуйся что к тебе приходил "любитель природы"
На самом деле, если бы лично мне объяснили причину... я бы не подумал ссориться.
Я искренне недоумевал, за что наезд?
Когда то я случайно был в этом стойбище зимой (рассказывал как на лыжах беговых забежал не туда и потом заблудился)
https://dzen.ru/a/Y4DZ7wzLpjuC7pHx?share_to=link
Тогда у них здесь оленей не было.
И конфликт с ними привёл детально не как пример некоего "геройства", а как акт полного непонимания.
И да. Жардан в этой ситуации был просто потенциальной жертвой двух людей, вооруженных ружьями.
Жертвой моей глупости.